Как научить ребенка быстрее читать. Дыхание при чтении

Май 26, 2015
Юлия Васильева

Первый важный элемент во время детского чтения – это дыхание. Вы можете послушать своего ребенка, как он читает вслух. Если читает меньше 100 слов в минуту, то в его чтении, как правило, есть длинные паузы.

Он часто останавливается после слога или слова для того, чтобы вздохнуть, после чего продолжает читать. В это время, во всем его теле присутствует напряжение. Любые слова ребенок как бы «выдавливает» из себя. Прежде чем произнести написанное слово он напрягается и выталкивает их из себя. Причем иногда даже так, что у него руки сжимаются в кулаки.

Что можно с этим сделать?

Во-первых, нужно посмотреть на то, как ребенок сидит, насколько у него ровная спина, на какой высоте по отношению к тексту находится голова. Чем ниже он склоняется над написанным текстом, тем хуже воспринимает его. Чтобы малыш видел строку полностью, голову ему надо поднять на высоту примерно 30-40 см от книги. При этом он должен выпрямить спину так, чтобы голова была перпендикулярна тексту, а просмотр текста происходил сверху вниз.

Хотя полного перпендикуляра может и не получиться, сделайте так, чтобы глаза смотрели на текст под углом 45 градусов.

Как это делается?

Нужно положить текст параллельно краю стола. А ребенка пододвинуть близко к нему, попросить его опустить голову и занять такое положение, чтобы хорошо видеть первую строку. Когда он немножко поднимет голову вверх, то получатся те самые 45 градусов – отличный угол для того, чтобы глаза считывали.

Итак, первое, что вы сделали – поменяли положение, второе – положили текст так, чтобы строчки были параллельны линии стола. Делается это, чтобы глаза меньше уставали при чтении. Помните, если текст лежит под наклоном, то глаза будут воспринимать его тяжело. Поэтому выравнивайте строки вдоль линии стола.

Почему еще дети дышат плохо?

Они воспринимают чтение как «чтение». Для них само по себе это слово – уже синоним напряжения, старания. Мы на своих занятиях очень часто говорим, чего детям нельзя делать, заходя в наши кабинеты - стараться. Это нужно, чтобы ребенок, который пришел к нам, автоматически расслаблялся. Как только вы уберете степень важности «старания», дети будут выдавать действительно хороший результат.

Из лексикона обязательно следует убрать слово «чтение», которое напрягает. Почему? Все, что люди видят как текст, кем-то когда-то говорилось. Кто-то все сначала рассказал, а потом его рассказ записали в виде текста. Поэтому вы ребенку должны объяснить, что текст – это рассказанный кем-то, другим дядей или тетей, рассказ. Какой-то человек его уже говорил, рассказывал.

Попросите, чтобы ребенок рассказал вам текст, не читая. Не надо читать! Пусть малыш просто называет слова, говорит их. Как только он начнет понимать, то начнет говорить, причем довольно быстро. Его чтение выровняется. Вам до ребенка надо донести одну простую вещь. Объясните, что тексты не надо читать, их необходимо проговаривать, сидя ровно и смотря под углом в 45 градусов.

Еще одно важное замечание. Глаза ребенка, как и взрослого, очень часто теряют строку. Это нормально, потому что движение по линии глазу не свойственно. Мы об этом с вами будем говорить дальше. Поэтому, пусть ребенок обязательно следит за ходом чтения, используя указку, руку, что угодно. Он должен постоянно видеть ту строку, которую читает.

Чтобы наладить дыхание во время чтения, вам не надо заставлять ребенка читать быстро. Наоборот! Поработайте над качеством его чтения. Садитесь с ним рядом и говорите ребенку: «Так, перед тобой не текст, перед тобой рассказ, тебе его надо мне рассказать, смотря в бумажку или книжку, поэтому сейчас ты будешь делать все медленно, но слова называешь целиком».

Как это должно выглядеть?

Вы сели с ребенком, и он начинает вам говорить по одному слову. Посмотрел слово, сказал его. Потом вы можете постепенно его ускорять, чтобы он произносил слова все быстрее. Таким образом, получится, что ребенок постепенно, через расслабленное состояние, через привычку говорить, начнет выходить на хорошую скорость чтения.

Вне зависимости от того, сколько времени ушло на чтение, в конце вы обязательно должны поспрашивать своего малыша, задать ему вопросы по тексту. Будет очень хорошо, если он сделает рисунок по тексту и потом по нему вам расскажет. Так у него произойдет зрительное закрепление текста. То есть ребенок прочел, аккуратно перенес все на лежащую рядом с ним бумажку, и уже по ней пересказал прочитанное вам.

Но вернемся к дыханию. Вы с малышом должны читать медленно, не давая ему читать слоги! Приучайте сразу видеть смысловую единицу – слово. Постоянно повторяйте ребенку о том, что он должен дышать свободно, легко. Ребенок должен дышать так, как ему проще.

Как только ваш малыш задерживает дыхание и на задержанном дыхании пытается говорить, вы должны его остановить. Не давайте ребенку формировать эти плохие привычки. Останавливайте в то время, как он делает ошибочное действие. Например, читает на задержанном дыхании либо читает прерывисто, не целыми словами, а слогами.

Пусть заново назовет одно или несколько слов, выдохнет во время своего разговора. Потому что все, на что вы обращаете внимание на время чтения ребенка, откладывается у него в голове как правильное действие. Помните, что если вы будете обращать внимание на ошибки, которые он совершает в своем дыхании, говорить ему о них, то он начнет потихоньку, постепенно их исправлять.

Упражнение на дыхание

Вы говорите ребенку какое-то предложение. Его задача – за вами быстро его повторить. Допустим, преподаватель говорит ребенку: «Я пошел гулять». Ребенок повторяет это словосочетание за ним. Вы говорите: «Мама купила баранки», и он быстро повторяет за вами.

Задача такова, что ребенок должен получить информацию на слух и быстро, на выдохе ее сказать. Так, вы постепенно разгоните скорость его речи. Это тоже полезно, ведь он научится говорить на выдохе.

Кто-то иногда говорит, что для тренировки дыхания полезно говорить скороговорки. Конечно, их вы можете проговаривать, но дыхание нужно тренировать на текстах, во время чтения.

Первое упражнение: вы просите ребенка, чтобы он говорил медленно.

Второе упражнение: вы говорите ребенку какие-то предложения, он их за вами повторяет.

Есть еще одно хорошее упражнение. Дети рисуют маленькую картинку, потом по ней начинают рассказывать. Умение описывать картинки тоже очень важное. Вам необходимо ограничить ребенка сначала по времени рисования, а потом по времени рассказа. Он должен описать вам эту картинку за какое-то определенное время.

Мы на своих занятиях такие ограничения обязательно используем. Как правило, дети в них укладываются. Поэтому ничего страшного и тяжелого здесь нет. Самое главное - поставить ребенку правильную задачу.

Подведем итоги. Чтобы ребенок правильно дышал, его нужно научить расслабляться. Это первое. Второе – вам следует убрать из лексикона слово «чтение». Вместо него ввести слово «говорить» или «называть».

Третье - нужно садиться рядом с ребенком, слушать, как он называет слова, и пресекать любые ошибки, которые могут возникнуть.

Четвертое – следует быстро говорить ребенку какое-то предложение, пусть он его слушает и начинает повторять.

Пятое - заниматься чтением хотя бы по 30 минут в день и, при этом, работать с дыханием.

У вас все обязательно получится. А мы обязательно поможем!

Приходите к нам учиться!

Наверх