Как пробудить интерес ребенка к чтению

Май 26, 2015
Юлия Васильева

Есть несколько способов, как заинтересовать ребенка чтением.

Перед родителями стоит такая задача: научить ребенка читать не для папы, мамы и других, а для себя! Давайте с вами об этом поговорим.

Способ довольно простой. Если в семье никто не читает, то ребенок не увидит процесс чтения у родителей. А значит – он читать тоже не будет. Давно известно, что дети – это такие интересные существа, они всегда все за всеми повторяют. По сути, ребенок учится, смотря на взрослых и повторяя их поступки.

Если вы понаблюдаете за детьми, то увидите, что ребенок очень часто копирует поведение, либо других детей, либо поведение тех взрослых, с которыми находится. И это нормально. Есть общий закон влияния среды на человека, который звучит так: «Если человек какое-то продолжительное время находится в определенной среде, он начинает перенимать привычки и поведение этой среды».

В таком случае, если ребенок долгое время находится в той среде, в которой никто не читает или не любит читать, и постоянно говорит об этом. А ребенок не видит, что читать можно, нужно и в этом есть какой-то интерес, то естественно он не будет этим заниматься.

У родителей может появиться вопрос: «Вот мы так много работаем, мы так сильно устаем, когда нам еще перед ребенком читать?» На самом деле все очень просто, вам не надо сидеть и читать перед ребенком часами.

Вы должны появиться перед ним с книгой хотя бы несколько раз, к тому же вы можете проводить за чтением довольно продолжительное время. Главное, чтобы ребенок видел, что вы это делаете. Когда он будет видеть чтение, то начнет повторять за вами, будет делать это самостоятельно.

Мы много раз слышали как дети, допустим, много играют в компьютер, потому что это делают их папы. Мальчики очень часто говорят: «А что? Что в этом такого? У меня вот папа сидит после работы и играет в компьютер, почему мне нельзя?» И когда ребенку объясняешь, что ему это мешает, он говорит: «Да ладно, моему папе это же не мешает, он же живой, с ним все нормально!» То же самое и с чтением, если Вы не будете ребенку это показывать, то он и не будет это делать.

Как мы пробуждаем в ребенке интерес?

1) Мы задаем вопросы ребенку после прочитанного текста.

2) Показываем личный пример.

Почему на ребенка не действуют уговоры: читать полезно, чтобы знать больше?

Если смотреть пирамиду Маслоу (пирамида потребностей), то потребность получения образования, стремление к познанию у детей развито, но развито оно на уровне подражания.

Получается, объяснить ребенку, что информацию надо получать из книг, довольно тяжело, потому что дети обучаются, «повторяя». Поэтому, что бы вы им не говорили про чтение, на них это будет действовать слабо. И очень многие родители довольно жестоко наказывают детей, заставляя их читать.

Получается такая форма наказания: «Если ты сделал плохую вещь, то будешь читать целый час», это нехорошо. Почему? Как только вы начинаете использовать чтение как наказание, то ребенок формирует к нему уже негативное отношение, в итоге любви к чтению уже не добьетесь.

Еще бывает ограничение: чтение по времени, например «по часу». Почему это не мотивирует ребенка? Потому что ограничение по времени «час» кажется много.

Можно попробовать сделать по-другому: «Давай я засеку 15 минут, а ты мне это время почитаешь». Почему 15 минут? Это гораздо меньше, чем час. «Минут» – автоматически слышится как немного минут, как «минута», поэтому воспринимать это ребенку проще. И ребенок охотнее будет читать это время. Получается, что одним из стимулов к чтению может быть и ограничение по времени.

Не смотря на сказанное выше, нужно также правильно применять все это на практике.

Для этого запомните:

1) Ребенка учат противоестественными для него способами. Сначала алфавит, потом учат его слоговому чтению. Это плохо для ребенка, потому что он говорит словами и дышит своим ритмом.

2) Ребенок не мотивирован на чтение, потому что он в своем окружении нечасто видит читающих людей, особенно читающих родителей. Его заставляют читать, ограничивая по чтению. Он воспринимает это как наказание.

3) В его чтении нет активного интереса со стороны взрослых. Что с этим делать, мы уже с вами разобрали.

Надеюсь, что вы уже прочли до конца и все обдумали, выключили компьютер и пошли применять полученные знания.

Если времени у Вас не хватает, то мы готовы помочь Вашему ребенку

Приходите к нам учиться!

Наверх