Как быть если ребенок 6 лет не разговаривает
Ребёнок плохо говорит в 6 лет: причины и что делать
Если дошкольник за год до школы разговаривает недостаточно хорошо, вряд ли он самостоятельно справится с программой начальной школы. Если же он почти не говорит, то это крайне серьёзная проблема.
Период от рождения ребёнка до 5 лет считается главным в развитии речи. В этом возрасте формируются функции головного мозга и развиваются все его структуры. По данным учёных-физиологов, центральная нервная система лучше всего поддаётся тренировке в период её формирования. В случае если воздействия нет, незрелая функция может остановиться в своём развитии. Все это в полной мере относится и к речи, то есть коррекцию её недоразвития лучше всего начать как можно раньше. Если же малыш в 6 лет не говорит, то это очень большая проблема.
Если ребёнок в 6 лет плохо разговаривает, вряд ли он справится с программой начальной школы до тех пор, пока с ним не будет проведена коррекционная работа. Вполне возможно, что дефект речевого развития настолько сложен, что вообще невозможно дать прогноз дальнейшего обучения в учебном заведении. Если говорить кратко – тот материал, который в 6 лет придётся осваивать в течение долгого времени, ещё 2–3 года назад можно было одолеть гораздо меньшими усилиями, и стоит только пожалеть об упущенном времени. Тем не менее в случаях не осложнённых невропатологической симптоматикой, даже в 6 лет можно значительно продвинуться на пути совершенствования детской речи.
Норма речевого развития в шесть лет
Чтобы оценить степень отклонения от возрастной нормы, нужно знать, насколько продвинулся к 6 годам ребёнок в развитии речи. За 1–2 года до начала школьного обучения она достигает определённого совершенства, если взрослые уделяли этому особое внимание.
Параметры речи детей в 6 лет:
- Словарный запас достаточно большой, ребёнок употребляет слова, разных частей речи, у него имеется достаточный запас знаний о предметах и явлениях окружающей действительности.
- Грамматические ошибки (употребление предлогов, согласование имён существительных с числительными, изменение по падежам, согласование слов по родам и числам и др.) встречаются очень редко.
- Высказывания строятся из сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
- Чётко и правильно произносятся все звуки родной речи, кроме р.
- Может управлять темпом и громкостью своей речи, к месту использует интонацию.
- Он отвечает на вопросы развёрнутыми фразами, может пересказать рассказ, сочинить свою историю, сказку, придумать рассказ по картинкам.
- Может классифицировать, обобщать понятия, находить лишние предметы.
Несмотря на то что речь старшего дошкольника близка к речи взрослого человека, взрослым приходится решать следующие задачи:
- Развитие умения употреблять эпитеты, сравнения, синонимы и антонимы.
- Совершенствование фонематического слуха, анализа, синтеза и представлений.
- Формирование умение пересказывать произведения художественной литературы последовательно и близко к источнику.
- Совершенствование грамматически правильной речи.
В этом возрасте дети внимательны к своей речи и к речи близких, сверстников, они замечают и исправляют допущенные ошибки.
Возможные причины нарушений речи
Диапазон нарушений речи плохо говорящего ребёнка очень велик, а структура дефекта крайне разнообразна. Если ребёнок плохо говорит в 6 лет, диагностируют такие причины (нарушения речи):
- дислалия;
- моторная и сенсорная алалия;
- афазия;
- ринолалия;
- дизартрия.
Поставить диагноз по результатам обследования может только квалифицированный специалист – детский невропатолог, психоневролог, логопед. Они же предложат рекомендации по медикаментозной и педагогической коррекции речевого дефекта. Если по каким-то причинам не удаётся немедленно посетить специалиста, стоит познакомиться с признаками основных речевых патологий.
Дислалия
Этот термин обозначает нарушение звукопроизношения, в основе которого лежит дефект анатомии органов артикуляции, обратимые нарушения коры головного мозга (минимальная мозговая дисфункция), социальная запущенность.
Возможные дефекты органов артикуляции:
- короткая уздечка языка;
- толстые губы;
- массивный язык;
- слишком узкий язык;
- высокое «готическое» нёбо;
- низкое и широкое нёбо;
- нарушения прикуса;
- расстояния между зубами;
- редкие или мелкие зубы.
Дислалия в 6 лет может диагностироваться у детей, растущих в двуязычной семье, подражающих неправильной речи близких, находящихся в социально неблагополучных семьях, а также у детей, живущих в ситуации гиперопеки.
Под дислалией подразумевается замена, пропуск или искажение звука. Для того чтобы устранить дислалию у шестилетних детей, нужны коррекционные занятия с логопедом, возможно, исправление прикуса под руководством врача-ортодонта.
Моторная алалия
Если ребёнок 6 лет имеет очень маленький словарный запас, у него поздно появились первые слова, он переставляет местами и сокращает слова, слоги, возможно, у него моторная алалия. Это заболевание, при котором речь окружающих дети понимают, но собственное полноценное высказывание построить не могут. Её причина – нарушение созревания речевых зон головного мозга, их поражение в результате родовой травмы, патологий внутриутробного развития.
Проявления моторной алалии в 6 лет:
- искажение слов, замена другими, близкими по смыслу;
- нарушение согласования слов по родам, падежам и числам;
- замедление подбора слов в высказываниях;
- повторение одних и тех же слов, звукосочетаний.
В движениях и в поведении таких детей тоже имеются отклонения от нормы, им не хватает ловкости, плохо развита мелкая моторика. Страдает внимание, память, интеллектуальная деятельность, снижено стремление к познанию мира.
Сенсорная алалия
Проявления сенсорной алалии похожи на признаки моторной алалии. Главное отличие в структуре дефекта – дети не понимают обращённую к ним речь и поэтому с трудом формируют собственные высказывания. У них поздно развивается речь, она пестрит неправильными словами, не изменяемыми по родам, падежам и числам. Дети медлительны и малоподвижны, имеют грубые нарушения моторики. Диагностировать сенсорную алалию в 6 лет непросто – малыш может вообще не понимать обращённую к нему речь, не откликаться даже на собственное имя.
Проявления этого дефекта иногда неправомерно путают с аутизмом, задержкой психического развития, умственной отсталостью. В целом, шестилетние дети с сенсорной алалией активны в речевом плане, но могут раздражаться, проявлять негативизм из-за того, что не могут полноценно общаться с окружающими.
Дизартрия
Чаще всего плохо разговаривающие дети 6 лет страдают от дизартрии. Это расстройство речи связано с поражением отделов головного мозга, возникшее во время внутриутробного развития, родов, после заболеваний ЦНС, в результате хромосомных аномалий.
Речь ребёнка со стёртой дизартрией малопонятная для окружающих, она нечёткая, звукопроизношение смазанное. Голос тихий, но может быть и резким, темп речи ускоренный или замедленный. Такие дети не любят жевать твёрдую пищу, затрудняются резать ножницами, рисовать, выполнять движения под музыку, удерживать равновесие.
Как помочь плохо говорящему 6-летнему
Коррекционная работа с такими детьми проводится в зависимости от того, какой диагноз поставлен специалистами. При желании родители могут значительно увеличить эффективность коррекционного воздействия логопеда, дефектолога и психолога, если будут выполнять все рекомендации данные специалистами.
Некоторые приёмы работы с детьми, имеющими речевые проблемы:
- предложите подобрать похожие и противоположные слова (синонимы и антонимы) к предметам окружающим его или к картинкам;
- учим классифицировать предметы – что бывает круглым, сладким, тяжёлым, голубым и т. д.; поиграть в игру «Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»;
- загадывайте загадки об окружающих их предметах, придумывайте их самостоятельно или вместе с ребёнком;
- упражняйтесь в придумывании слов на тему «широкий-узкий», «один-много»;
- предложите ему составить предложение из 2 слов, затем увеличить это предложение до 3 слов и т. д.;
- делитесь впечатлениями об увиденном в театре, на экскурсии, в музее, рассказывайте на прогулках о предметах, которые вас окружают, о временах года и их признаках;
- рассматривайте картинки, попробуйте составить по ним сначала предложения, потом рассказ;
- чаще читайте ребёнку лучшие образцы детской художественной литературы, беседуйте по содержанию произведений;
- предложите ему выделить слова, в которых есть заданный звук, придумать свои слова на данный звук;
- время от времени совместно произносите знакомые стихи, поговорки, чистоговорки для отработки тонких движений губ и языка.
Своевременная диагностика и квалифицированная коррекционная работа помогут вовремя исправить дефекты речи в дошкольника и подготовить его к обучению в общеобразовательной школе. Обращайтесь к нам — мы поможем!
Источник
Почему ребенок не говорит в 2, 3, 4 года, 5,6 лет. Причины отсутствия и задержки речи у детей. | Речевой онлайн центр «Русская речь»
РЕЧЕВОЙ
онлайн центр
«Русская речь»
для детей и взрослых
По нормативам речевого развития девочки должны начать говорить до 1 года, а мальчики до 1,5 лет. С учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка, в норме, до 2 лет должны заговорить все. Поэтому если ребенок не заговорил до 2 лет, необходимо проверяться у врачей и логопедов.
«Глубокие расстройства речи в зависимости от их природы в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит как в силу взаимопроникающего единства речи и мышления, так и вследствие нарушения нормальной связи с окружающими. Последнее обедняет знания, эмоции и другие проявления личности.» М.Е. Хватцев
В связи с этим практически всем неговорящим детям (независимо от причины отсутствия речи) с 3 лет психологи, психиатры ставят ЗПРР. А при длительном отсутствии речи, после 6,7 лет многие психиатры делают заключение о вторично сниженном интеллекте. Именно поэтому раннее начало коррекционной работы залог успеха.
Также многим таким детям ставят Общее Недоразвитие Речи (ОНР)1 уровня. Что тоже верно. Но для того чтобы это преодолеть — нужно понять почему ребёнок не разговаривает.
Часто Алалию переводят как «отсутствие речи». Но речь ребёнка в возрасте от 2 до 4 лет, а в некоторых случаях и в 5, 6, 7 лет может отсутствовать по различным причинам, не только из за алалии.
У неговорящих детей 2-3 лет наиболее часто встречается Задержка Речевого Развития (ЗРР), поэтому некоторые неопытные логопеды ставят ЗРР всем без разбору и говорят, приходите после 5 лет, в надежде, что всё само пройдёт (родители сами всё сделают). А если в 5 лет не прошло — значит, точно не ЗРР. Вред от такого подхода, очень большой — упускается время на коррекцию более серьёзного речевого нарушения.
Все перечисленные ниже причины сами не проходят, но при работе специалистов, совместно с родителями — корректируются, излечиваются.
Диагноз. В каком возрасте опытный специалист может выявить. | Как это выглядит для родителей | Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения |
Аутизм. После года. | Ребёнок не идёт на контакт с людьми, даже с родителями. При общении не смотрит в глаза. | Психолог, Психиатр |
Интеллектуальная недостаточность, умственная отсталость. После года. | См. Специализированные сайты. | Психиатр, Олигофренопедагог- дефектолог. |
Отсутствие слуха. Сразу после рождения. | Не слышит никаких звуков окружающей среды. | ЛОР (Оториноларинголог), Сурдопедагог |
Ринолалия, Сразу после рождения | Расщелины губы, нёба. | Хирург, Логопед-дефектолог |
Афония, (нарушение работы голосовых связок). Сразу после рождения | Отсутствие голоса, крика у младенца. Часто при ДЦП. | ЛОР (Оториноларинголог), Невропатолог, Фониатр, Логопед-дефектолог. |
Диагноз. В каком возрасте опытный специалист может выявить. | Как это выглядит для родителей | Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения |
ОНР обусловленное снижением слуха. Диагноз чаще ставится после 3 лет | Ребёнок невнимателен, приходится повышать голос, так как нередко родители не замечают, что ребёнок не слышит тихие звуки. | ЛОР (Оториноларинголог), Логопед-дефектолог. |
Задержка речевого развития (ЗРР). Диагноз чаще ставится с 2 до 3 лет. | 1. Отсутсвовало общение со сверстниками (Отсутствовала языковая среда)2. Двуязычие (билингвизм) в семье. | Так как это самая простая причина отсутствия речи у детей, то скорректировать могут любые из перечисленных специалистов: Логопед-дефектолог, олигофренопедагог- дефектолог, психолог, и даже родители, начав правильно заниматься развитием ребёнка. |
(ЗРР) (ЗПРР — Задержка психоречевого развития) обусловленное недостатками воспитания. Диагноз чаще ставится с 2 до 3 лет. | 1. Родители ребёнком не занимались, в надежде что сам заговорит, или занимались неправильно.2. В результате неправильного воспитания ребёнок не хочет (при гиперопечных родителях) или боится говорить (при социальных и психологических проблемах в семье) | Психолог, Логопед-дефектолог. |
Афазия (1 ур. ОНР) Диагноз чаще ставится после 3 лет | В результате черепно-мозговой травмы или болезни пропадает речь. «Говорил фразами, а потом замолчал.» | Логопед-дефектолог, Невропатолог |
Анартрия, Артикуляционная апраксия, Дизартрия. (1 ур. ОНР) с 2 лет. | Ребёнок не может произносить звуки, Иногда бывает, что он не может: улыбаться, дуть, жевать твёрдую пищу. Часто это нарушение сочетается с ДЦП. | Логопед-дефектолог, Невропатолог |
Моторная алалия (1 ур. ОНР) в 2,5 года. | Ребёнок всё понимает, но не говорит, не запоминает, не повторяет слова. Производит впечатление умного, эмоцианального ребёнка, которого можно понять без слов. Часто пользуется жестами и отдельными звуками. | Логопед-дефектолог |
Сенсорная алалия (1 ур. ОНР) в 2,5 года. | Говорит на своём непонятном «птичьем» языке, вместо ответов на вопросы — дословно повторяет вопрос (эхолалия), Не понимает, что ему говорят, Часто реагирует только на маму. | Логопед-дефектолог |
Нередко причины отсутствия речи совмещаются, что затрудняет и замедляет коррекционную работу. Например в моей практике был случай: Неговорящий ребенок с сенсомоторной алалии, со стёртой формой дизартрии, двуязычием и сниженным слухом — в результате на то, чтобы довести ребёнка до ОНР 3 уровня ушло 3 года, вместо года.
- Наличие негрубой родовой травмы;
- Длительные соматические заболевания в раннем детстве;
- Неблагоприятное воздействие речевой среды;
- Просчеты воспитания;
- Дефицит общения.
Воздействие «различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение неравной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушения мозгового кровообращения, опухоль головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мёбиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем».
- Нарушения мозгового кровообращения,
- Ишемия,
- Черепно-мозговые травмы,
- Опухоли,
- Инсульты,
- Тромбоэмболии,
- Инфекционные заболевания головного мозга.
1. Удаление аденоидных разращений или, реже, после постдифтерийного пареза;
2. Повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли;
3. Врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба;
4. Органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания;
5. Невротические расстройства.
1. Врожденный порок развития гортани;
2. Врожденный подголосовой стеноз гортани;
3. Ангиома гортани;
4. Хронический ларингит, воспаление различных отделов дыхательной системы;
5. Доброкачественные и злокачественные новообразования гортани;
6. Неврологические заболевания;
7. ДЦП;
8. Астенические состояния;
9. Миастения;
10. Эндокринные нарушения;
11. Травмы голосового аппарата;
12. Острые инфекционные заболевания (грипп, ОРВИ, ангина…);
13. Обструкция дыхательных путей инородными телами;
14. Операции на органах шеи;
15. Перенапряжение голоса, частый и продолжительный крик у детей;
16. Химические ожоги.
Врождённые:
1. Краснуха, сифилис и некоторые другие инфекции матери во время беременности;
2. Низкая масса тела при рождении;
3. Асфиксия при рождении (недостаток кислорода во время родов);
4. Ненадлежащее употребление лекарственных средств (таких как аминогликозиды, цитотоксические препараты, противомалярийные лекарства и диуретики) во время беременности;
5. Тяжелая желтуха в неонатальный период, которая может приводить к поражению слухового нерва новорожденного ребенка.
Приобретённые:
1. Инфекционные заболевания, включая менингит, корь и свинку;
2. Хроническая инфекция ушей;
3. Скопление жидкости в ухе (средний отит);
4. Использование некоторых лекарственных средств, таких как препараты, применяемые для лечения неонатальных инфекций, малярии, лекарственно устойчивого туберкулеза и онкологических заболеваний;
5. Травмы головы или уха;
6. Чрезмерный шум;
7. Рекреационное воздействие громких звуков, например во время использования персональных аудиоустройств при высоких уровнях громкости и в течение продолжительных периодов времени;
8. Ушная сера или инородные предметы, блокирующие наружный слуховой проход.
1. Возраст родителей в период рождения ребенка от 30 до 40 и более лет;
2. Дети от 3ей, 4ой и более поздних по порядку беременностей;
3. Патология во время беременности;
4. Осложнения во время родов;
5. В первые месяцы жизни дети до года, имели частые и разнообразные заболевания с высокой температурой.
Одновременное взаимодействие нескольких вышеперечисленных факторов.
1. Врожденные нарушения обмена веществ, которые дебютируют у плода внутриутробно. В в этом случае на патогенетическом уровне отмечается несоответствие продукции некоторых нейромедиаторов и гормонов.
2. Аутоиммунные процессы, при которых происходит сбой в формировании нормальных нервных клеток и их соединений между собой. Подобные ранние внутриутробные нарушения становятся основой различных патологий головного мозга.
3. Дородовые или послеродовые осложнения. К таковым относят краснуху матери при беременности, перенесенный после рождения сифилис, менингит, ревматизм, энцефалит и другие тяжелые инфекционные заболевания.
4. Наследственные факторы.
5. Биохимические нарушения в организме, которые развиваются внутриутробно.
6. Нарушения познавательных функций и речи.
7. Нарушения эмоциональной сферы.
Одновременное взаимодействие нескольких вышеперечисленных факторов.
Наследственная предрасположенность, а также вредные факторы, влияющие на организм матери при беременности, например, лекарства (некоторые антибиотики, противозачаточные препараты), алкоголь и наркотики, инфекции (особенно, вирусные, например, краснуха, грипп). Некоторые заболевания, которые были у женщины до беременности, могут спровоцировать умственную отсталость у ребенка. Это инфекции (токсоплазмоз, сифилис, гепатит), сахарный диабет, сердечные заболевания, генетические заболевания.
Причинами олигофрении могут стать и тяжелый токсикоз во время беременности, резус-конфликт, патология плаценты. Фактором риска умственной отсталости являются недоношенность, стремительные роды, родовые травмы;
Влияние радиоактивного излучения и агрессивных химических реагентов.
Также причиной могут стать хромосомные нарушения:
1. Синдром Дауна (трисомия по хромосоме 21). Умственная отсталость обычно средней степени тяжести.
2. Синдром полисомии Х-хромосомы. Интеллект в пределах нижней границы нормы (при трисомии) при тетра- и пентасомии интеллектуальная недостаточность нарастает.
3. Синдром Клайнфельтера. Коэффициент интеллекта ниже 80.
4. Синдром Вольфа-Хиршхорна (синдром 4р-). Ведущим клиническим признаком является задержка психомоторного развития.
5. Синдром дупликации короткого плеча хромосомы 9 (синдром 9р+). Олигофрения.
6. Синдром Альфи (синдром 9р-). Умственная отсталость в стадии имбецильности, реже – дебильности.
7. Синдром Орбели (синдром 13q+). Умственная отсталость в стадии имбецильности или идиотии. Дети с грубыми пороками умирают до года, хотя отмечены пациенты в возрасте 40 лет.
8. Синдром трисомии длинного плеча 14-й хромосомы (синдром 14q+). Дети резко отстают в психомоторном и физическом развитии.
9. Синдром кольцевой хромосомы 18. Умственная отсталость как правило тяжелая и проявляется у 100% больных.
10. Синдром 18q-. Умственная отсталость, как правило, глубокая и наблюдается в 100% случаев.
11. Синдром моносомии короткого плеча 18 хромосомы (синдром 18р-). Все больные отстают в психомоторном развитии, во многих случаях отсутствует фразовая речь до 7-9 лет.
12. Синдром кольцевой хромосомы 22. Умственная отсталость проявляется как легкой, так и выраженной олигофренией. Больные легко возбудимы, отмечается частая смена настроения, нарушение координации, а также грубое недоразвитие речи, вплоть до ее отсутствия.
13. Синдром Энгельмана (синдром «счастливой куклы»). Описан в 1965 году. Основными признаками заболевания являются: необычный и частый смех, специфичное лицо с гримасой улыбки, повторяющиеся кукольные стереотипные движения, отсутствие речи.
14. Синдром Вильямса (лицо «эльфа»). Умственная отсталость различной степени, разнообразные психические нарушения, низкий интеллект.
Настоящие причины:
1. Родители ребёнком не занимались, в надежде что сам заговорит, или занимались неправильно.
2. В результате неправильного воспитания ребёнок не хочет (при гиперопечных родителях) или боится говорить (при социальных и психологических проблемах в семье)
Неточный предварительный диагноз:
Часто ставят не говорящим детям, в надежде на уточнение диагноза у специалистов. И причинами естественно может быть всё из перечисленного выше, так как настоящая причина еще не выявлена.
Важно:
У логопедов есть 2 обследования: Первичное — где вам чаще всего поставят ЗРР, ЗПРР, ОНР — предварительный диагноз. И Динамическое обследование — после нескольких логопедических занятий, где в процессе корреции уточняется клинический диагноз — то есть настоящий диагноз. Сколько времени займет постановка точного диагноза зависти от опыта логопеда. Нередко опытные логопеды говорят точный диагноз уже на 1 обследовании.
1. Педиатр;
2. Лор (Оториноларинголог);
3. Невропатолог;
4. Психиатр;
5. Логопед-дефектолог.
Эти специалисты либо сами выявят причину и займутся коррекцией, либо после определения причины направят на лечение к другим специалистам.
Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.
ребенок в год не говорит, плохо говорящий ребенок, ребенок плохо говорит, мало говорящий ребенок, ребенок мало говорит, ребенку год плохо говорит, почему ребенок не говорит, ребенок не говорит в 2, ребенок не говорит в 3, ребенок не говорит в 2 года, ребенок не говорит в 3 года, ребенку год не говорит что делать, ребенок 4 года не говорящий, ребенок не говорит в 4 года, ребенок 1 год не говорит, ребенок 2 месяца говорит, ребенку год и месяц не говорит, ребенок в 5 лет не говорит, ребенок перестал говорить, почему ребенок в год не говорит, ребенок не говорит форум, не говорящие дети форум, научить ребенка говорить в 3, ребенку 2 5 не говорит, ребенок плохо говорит в 3 года, плохо говорящие дети в 3 года, ребенку 3 года не говорит что делать, ребенок непонятно говорит, ребенок в год не говорит слова, как помочь ребенку говорить, ребенок не говорит вообще, ребенку 2 года не говорит что делать, как научить ребенка говорить в 5 лет, как научить ребенка говорить 1, ребенок не говорит р, ребенку 1 5 не говорит, ребенок 2 3 не говорит, ребенок говорит мало слов, +как научить ребенка говорить в 4 года, ребенок в год не говорит мама, ребенок в год мало говорит, учимся говорить для детей с 2
Наверх
Источник