Как ребенка 6 лет научить вести диалог

Как научить детей 6-10 лет договариваться друг с другом? Советы и рекомендации учителю

Статья:

В начальной школе между детьми часто возникают конфликты. Младшие школьники не умеют уступать друг другу, делиться своими вещами, находить правильные пути решения ссор. Поэтому учителю начальных классов необходимо уделять много внимания обучению школьников приемам детской дипломатии, предложив им разнообразные занятия на тему «Учимся договариваться».

Умеют ли дети договариваться?

Дети не имеют врожденных навыков социального общения, они учатся этому в ходе взаимодействия друг с другом. Это сложный процесс, который начинается еще в дошкольном возрасте, но особую значимость он приобретает именно в школьный период. К моменту поступления в школу у каждого ребенка есть четкое ощущение своего личного «Я», которое он готов отстаивать.

Вопрос заключается не в том, что малыш хочет заполучить чужую игрушку или начинает капризничать, чтобы добиться внимания и уступок от взрослых. Это все, как говорится, мы «проходили в детском садике». Младший школьник ориентирован на самоутверждение.

Такая ситуация часто приводит к столкновению интересов, что в свою очередь выражается в появлении ссор и конфликтов. И вот здесь обнаруживается очень серьезная проблема — дети не умеют договариваться друг с другом, идти на какие-то уступки и мириться.

В этот период самым распространенным способом решения конфликтов является фраза: «Ах, так, тогда я с тобой не играю!». Часто возникает агрессивная реакция на действия других детей, которые ребенок расценивает как посягательство на его личное пространство. Школьники обзываются, препираются, жалуются учителю друг на друга, могут толкнуть, плюнуть, испортить какую-нибудь чужую вещь. Бывают случаи, что ребенок действует исподтишка, устраивая пакости своим товарищам. Все это приводит к появлению обид, устранить которые самостоятельно дети не могут.

Задача учителя научить школьников договариваться между собой. Договариваться — значит приспосабливаться к интересам других при одновременном отстаивании своих интересов, т.е. уметь искать компромиссы. Это умение подразумевает наличие таких качеств:

  • уважать мнение других;
  • доброжелательно общаться;
  • правильно формулировать свои требования;
  • управлять своими эмоциями.

Помимо этого детей надо ознакомить с тактикой достижения согласия между собой, приемами воздействия на других участников ссоры, правилами реагирования на их возражения. У них должен появиться социальный опыт правильного решения межличностных конфликтных ситуаций.

Причины детской недоговороспособности

Для определения эффективных способов преодоления детской недоговороспособности важно понимать причины неправильного поведения ребенка в отношении других детей. Большинство из них кроется в психологических особенностях младших школьников.

Прежде всего, сказывается их эмоциональная неустойчивость, которая заключается в следующем.

  • Привычная модель поведения основывается на формуле «Хочу — не хочу, нравится — не нравится».
  • Большинство детских поступков зависит от настроения, которым они еще не умеют управлять.
  • В конфликтной ситуации школьник чаще всего совершает поступки под воздействием гневных импульсов.
  • У ребенка отсутствует установка «Надо», поэтому сказывается разлад между его внутренним состоянием и общепринятыми нормами поведения.

К началу школьного периода ребенок психологически готов к управлению своими эмоциями, но не знает, как это нужно делать. Поэтому еще одной причиной возникновения конфликтов у детей является не их неумение налаживать контакты, а отсутствие опыта социального общения. Особенно ярко это проявляется у «домашнего ребенка», который не посещал ранее детский сад.

Именно этим объясняется то, что дети не стремятся сами договариваться, а спешат обратиться за помощью взрослых. Иногда ребенок даже не догадывается, что может сам решить возникшую проблему и найти способ взаимодействия.

Также надо учитывать, что в таком возрасте дети зациклены только на своих ощущениях и у них почти отсутствует чувство сопереживания. Они не хотят уступать другому просто потому, что не понимают его желаний и того, что он тоже имеет свои интересы.

Есть и другие причины неумения детей договариваться. Это может быть следствием неправильного семейного воспитания, при котором родители никогда не пытались искать компромиссы с ребенком, а лишь выставляли ему чреду требований. В некоторых случаях сказывается негативный социальный опыт, полученный в дошкольный период. Если ребенок какое-то время испытывал агрессивное давление со стороны своих сверстников, то это может отразиться на его характере и модели поведения.

Читайте также:  Урсосан ребенку 6 лет

Выявить причины недоговороспособности можно путем проведения диагностических тестов, анкетирования родителей, опроса воспитателей. В редких случаях для решения проблемы повышенной конфликтности ребенка понадобится помощь психолога. Чаще всего достаточно проведения системы коллективных или групповых занятий по теме «Учимся договариваться».

Как развить умение договариваться

Работа учителя над развитием у детей умения договариваться должна быть систематической и постоянной.

Основные направления работы

Такую деятельность необходимо направить на обучение школьников:

  • этически ценным нормам и способам поведения в отношениях с другими людьми;
  • умениям устанавливать и поддерживать контакты;
  • принципам построения дружеских отношений;
  • правилам сотрудничества;
  • пониманию, как легко может возникнуть ссора или драка;
  • умению оценивать свое поведение;
  • умению определять причину ссоры;
  • умению избегать конфликтных ситуаций;
  • способам и приемам самостоятельного решения конфликта.

Одних советов и объяснений взрослых, как следует правильно себя вести, недостаточно, необходима практика. Поэтому нельзя пытаться ограждать детей от конфликтов, а нужно ознакомить школьников с моделью поведения в проблемных ситуациях. Для этого можно проводить:

  • групповую дискуссию;
  • создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
  • драматизацию;
  • ролевые игры;
  • элементы социально-психологического тренинга;
  • элементы исследования, наблюдения, самонаблюдения, эксперимента, опыты;
  • анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов;
  • слушание и анализ драматических произведений.

Лучшим способом приобретения социального опыта младшими школьниками является игра.

Игровая деятельность для развития умения договариваться

На первой стадии формирования умения договариваться игры должны иметь конкретную направленность, т.е. учить детей разным моделям поведения:

  • что сказать;
  • как поступить;
  • как защитить себя;
  • как воспрепятствовать неправильному поведению;
  • как заступиться за другого.

Такие игры носят, в основном, тренинговый характер. Вот примеры нескольких из них.

Игры для детей «Учимся договариваться»

  • Игра «Мне не нравится» поможет детям лучше разбираться в своих ощущениях и правильно формулировать причину своего недовольства. Детям предлагается продолжить предложение «Мне не нравится, когда …».
  • Игра «Скажи конкретней» способствует развитию умения конкретизировать свои требования. Учитель просит школьников дать развернутый ответ «Я говорю «Отстань!», если …».
  • Игра «Я поступлю как …» поможет выбрать правильную модель поведения. Эту игру нужно проводить после просмотра мультфильма или прочтения литературного поведения.
  • Игра «Сделай по-другому» заключается в моделировании детьми правильного поведения в конфликтной ситуации. Для этого им нужно показать фрагмент какого-либо мультфильма, где продемонстрирована ссора, и попросить предложить вариант ее решения или предотвращения.

Главный результат, который должен быть достигнут в ходе таких занятий, состоит в том, что дети овладеют навыками решения конфликтов, которыми смогут пользоваться при отсутствии взрослых.

Однако уже с средины первого года обучения в школе следует отказаться от проведения четко структурированных занятий, поскольку это будет приучать детей к тому, что любые конфликтные ситуации должны решать взрослые. При этом сам ребенок будет ощущать себя объектом конфликта, и не будет стремиться самостоятельно его решать.

На второй стадии развития умений школьников договариваться между собой рекомендуется предлагать им свободные игры. Именно такие занятия часто служат источником появления различных проблем, которые ребята должны будут решить самостоятельно. Поскольку задание игры не будет напрямую связано с поиском путей решения конфликта, а направлено на достижение другой игровой цели, то ученики будут принимать спонтанные решения, что послужит бесценным опытом для развития умений договариваться между собой.

Важно давать детям максимальную свободу, допустимую в ходе игры. Не нужно организовывать детей, указывать им последовательность выполнения, условия для достижения результата. Наоборот, смысл таких занятий заключается именно в том, чтобы при появлении проблемных ситуаций у детей подтолкнуть к их решению. Учитель в таком случае должен занимать исключительно посредническую позицию и вмешиваться только в том случае, если ссора переходит в острую стадию.

Можно предложить такие игры.

  • Игра «Рисуем вдвоем» — на одном листе и одним набором фломастеров нарисовать общий рисунок и придумать ему название. Есть и другие виды такой игры, в которую нужно играть вдвоем или небольшими группами — «Собери паззл», «Построй замок» и т.д. Для усложнения задания можно запретить разговаривать между собой при его выполнении. Таким образом включается и невербальное общение
  • Игра «Остров Конфликтов» — дети попали на остров, где люди постоянно ссорятся друг с другом. Нужно предложить варианты решения их проблем.
  • Игра «Ковер мира» — ребята, которые не могут договориться между собой, садятся на ковер, где должны выразить негативные эмоции (без перехода на личности) и помириться.
  • Игра «Рассказ от первого лица» — каждой конфликтующей стороне предлагается рассказать о сложившейся ситуации от лица его обидчика.
  • Игра «Трагикомедия без слов» — школьники должны рассказать о ссоре не используя слова, а только жесты.
  • Игра «Растительные обзывалки» — можно выразить негативные эмоции путем озвучивания ассоциаций с растениями.
  • И другие.
Читайте также:  Норм вес для ребенка 6 лет

Хорошим способом развивать у детей умение договариваться является предложение придумать сказки о дружбе, о способах поиска друзей, о конфликтах внеземных цивилизаций.

Советы по формированию детской договороспособности

Работа над формированием умения детей договариваться и решать конфликты должна быть всесторонней и проводиться постоянно. Не нужно ограничиваться только организацией специальных занятий. Это можно делать каждый день, используя для таких целей любой удачный случай. Вот несколько рекомендаций для учителя.

Рекомендации учителю при конфликтной ситуации между детьми

  • Не вмешиваться в ситуацию сразу, дав возможность детям самим разобраться.
  • В случае решения любого конфликта в классе не выдвигать ребенку конкретное требование, а предоставить ему несколько вариантов на выбор. Например, не «Отдай игрушки», а «Какую из своих игрушек ты можешь дать своему другу поиграть?».
  • Менять привычные правила, обстановку в классе. Например, если дети ссорятся из-за очередности дежурства, можно не назначить кого-то, а предложить кинуть жребий или использовать считалку.
  • Создавать иллюзию принятия самостоятельного решения. Например, если дети поссорились и один из них отказывается дружить со своим товарищем, можно сказать: «Хорошо, раз вы поссорились, ты можешь не разговаривать со своим другом. Но вы должны сейчас вместе оформить заметку для стенгазеты».
  • Не принимать сторону только одной конфликтующей стороны.
  • Приучать детей к мысли, что ответственность за конфликт всегда несут двое.

Скачать рекомендации для распечатки.

В план воспитательной работы нужно включить мероприятия на такие темы:

  • «Культура поведения и такт»;
  • «Речевой этикет. Школьный этикет»;
  • «Поступки человека и его характер»;
  • «Как решить конфликт»;
  • «Как повлиять на поведение другого человека»;
  • «Что делать с обидой».

Очень хорошие результаты можно достигнуть, привлекая детей к совместной деятельности в ходе реализации коллективно-творческой работы «Давай договоримся» или проекта «Я умею договариваться».

Можно воспользоваться разработанной программой курса «Учимся договариваться», которая условно поделена на блоки «Я» — «Ты» — «Мы».

Также учителю необходимо постоянно работать над повышением психолого-педагогической компетентности родителей. Необходимо учить их отказываться от авторитарного способа общения с ребенком и служить примером того, как можно принять решение, которое устроит всех.

Получив опыт улаживания конфликтов, дети становятся более независимыми. Ребенок, который научится договариваться с другими, вырастет общительным, добрым и терпимым к людям. И это очень важно, поскольку жизненный успех человека в жизни во многом зависит от того, как он сумеет построить отношения с окружающими.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

4mama

Наш постоянный эксперт, психолог в сфере детско-родительских взаимоотношений и теории привязанности Марина Вежис, рассказала о том, что может мешать тебе наладить эффективную коммуникацию с детьми? А также о важности диалога с ребенком вообще и с подростком в частности.

«Осмысляя материалы известного практического философа современности Оскара Бренифье, я пришла к таким умозаключениям:

Что мешает нам разговаривать с детьми?

  1. У нас нет на это времени

Мы в постоянном темпе. Мы говорим, что у нас нет времени, и верим в это. Вопрос больше в том, как пользоваться этим временем и на что его расходовать. Часто родитель не пользуется временем, чтобы говорить с ребенком. О важном, о фундаментальном, о нем. Из-за тревоги, темпа — нет времени поговорить по-настоящему. Все разговоры о текущем, насущном, срочном.

  1. Автоматические ответы

Когда дети задают вопросы, велик соблазн отвечать им ответами, заготовленными заранее. Дать быстрый и четкий ответ. Мы отвечаем 15 секунд, и на этом диалог заканчивается. Мы теряем возможность начать диалог, в котором бы могли побудить ребёнка размышлять над разнообразными возможностями. Над дилеммами, перед которыми находится человек. Оскар Бренифье, практикующий философ, интересно сравнивает такой быстрый диалог с «фаст фудом». Когда под видом еды ребенок получает от родителя чипсы вместо того, чтобы иметь настоящую полезную еду. Чипсы гораздо быстрее. Вот что происходит в диалоге.

  1. Не воспринимаем ребенка всерьез
Читайте также:  Ребенок 6 лет отравился рвота

Мы можем поддаться умилению или гневу, глядя на ребенка. Это может создавать проблемы для диалога. Сложно уметь слушать рационально, находя ребенка милым или находя его раздражающим. В такие моменты мы переключаемся на себя и на наши эмоции, забывая о диалоге, который был бы полезен для ребенка, о нем самом. Опасность в том, что ребенок чувствует и готов подстраиваться под желания родителя. Если мама рада, когда я маленький и несмышленый, и пусть мне 10 лет, я так и буду играть эту роль дальше. И в то же время, игнорируя его, отмахиваясь и не воспринимая всерьез трудности ребенка мы тоже не даем честный ответ ребенку о нем самом.

Как ребенка 6 лет научить вести диалог

Как учить ребенка диалогу?

  1. Развивайте самостоятельность мышления

Ваша работа как родителя не в том, чтобы давать ответы. Необходимо воспитывать самостоятельность. И самостоятельность мышления в том числе. Побуждать ребенка отвечать на поставленные вопросы самому. Давать какой-то ответ самому. И если он говорит «не знаю», можно сказать: «Не страшно. Ты не обязан знать, но ты можешь выдумать ответ. Придумай какую-нибудь причину. Когда ты придумаешь какую-то причину, я тебе тоже скажу, что я думаю». И вот тогда, происходит диалог.

  1. Надо приучать ребенка рисковать, вступать в диалог

И затем, если у вас у обоих есть ответ, он научится тому факту, что есть разные мнения. И что вы не обязаны быть согласны с ним. И он не обязан быть согласным с Вами. И не будет споров. Появляется возможность сравнивать разные плоскости. Таким образом вы приучаете ребёнка к диалогу.

  1. Не путайте диалог с объяснением

Как договориться с ребенком? Как сделать чтобы он..?

Важно двигаться в двух (!) направлениях: дать понять себя ребенку и понять ребенка. Маленький ребенок говорит с вами своим поведением. Да, он хочет вашего внимания, заботы. Он хочет двигаться, узнавать и все проверять. Надо расшифровать то, что он вам говорит. И постепенно учить сообщать о своих потребностях.

Но это иллюзия, что, если как следует объяснить (ребенку или подростку), он обязательно поймет и послушается. Что надо чистить зубы, вовремя ложиться спать. Если вы сластена, то вы несмотря ни на что будете есть сладкое, ведь так?

  1. Разница в понятиях диалог и вседозволенность

Вы как родитель являетесь и носителем, и учредителем ценностей. Мы говорим «нет, этого не будет», и это нормально. Не всегда есть время для диалога. Стоя перед оживленной дорогой с ребенком 3-х лет вы хотите, чтобы он дал вам руку. Чтобы он не бил сестру. Важно не злоупотреблять ролью родителя-командира и обратной ситуаций родителя-приятеля. Ребенку нужна четкая структура, ему нужен твердый образец. Вы не друзья со своими детьми. Есть иерархия и есть законы. Нам всем не нравится, что нельзя идти на красный свет, и мы жалуемся, когда получаем штраф. Но мы знаем, что так должно быть. Закон есть закон.

Эта та золотая середина, на которую мы должны быть нацелены: диалог с одной стороны и закон — с другой.

Как ребенка 6 лет научить вести диалог

Как строить диалог с подростком? Что делать, когда не слушается?

  1. Завести диалог с ребенком, рассмотреть вместе, какая есть проблема, понять ребенка, что представляет для него проблему. Постараться лучше понять его. Это не исключает возможности объяснить какие-то вещи, но объяснения никогда не заменяют диалог. Возможно, есть проблемы, стоящие за таким поведением.
  2. Обсудить практический аспект вещей, как сделать так, чтобы он смог выполнять договоренность. Если не получилось, вернитесь на этап сложностей, с чем они связаны. Видимо, истинная причина не была найдена. Что-то мешает или что-то выпадает из поля внимания, чему-то не уделено время.

Часто у подростка нет «уха», которое бы его слушало. Поверьте мне как психологу, работающему с подростками. У подростка может не быть реального собеседника. Родители не всегда знают и не всегда умеют выстраивать диалог, не всегда уделяют время. Постарайтесь в первую очередь понять вашего ребенка. Это не означает принять все, что он говорит, но по меньшей мере его надо понять.

Помните, что родитель — это не терапевт. Он не для того, чтобы лечить своего ребенка. Он здесь, чтобы ввести ребёнка в диалог. В диалог с собой и с миром. И поразмышлять над фундаментальными вопросами».

Автор Марина Вежис

Источник