Почему ребенок 10 лет ворует
Что делать, если ваш ребёнок ворует деньги, – советы семейного психолога
Иногда некоторым родителям приходится задаваться вопросом: «Что делать, если ребёнок украл деньги у родителей дома или систематически ворует их и при этом врёт? Что делать, если ребёнок начал воровать? Что делать, если детское воровство не прекращается?». Для начала успокойтесь. Грамотное выстраивание отношений с ребёнком обязательно приведёт к положительному результату. А для начала следует разобраться, почему дети воруют и как с этим бороться.
Причины детского воровства
Почему дети воруют деньги у родителей — на этот вопрос ответит наука психология. Причин на самом деле очень много. И все они связаны с неустойчивой детской психикой, особенностями семейного воспитания, личностного развития ребёнка. И варианты решения проблемы зависят от того, что делать в случаях если:
- ребёнок только начал воровать — совершил это впервые;
- делает это систематически — несмотря на наказания.
Причины детского воровства:
- Ребёнком движет стремление во что бы то ни стало заполучить желаемое. Здесь, конечно, надо очень серьёзно подумать: это просчёты вашего воспитания или желания ребёнка надо всё-таки учесть? Если кто-то из родителей не может такого понять и легкомысленно полагает, что хотеть — не значит сейчас и сразу, и вообще подросток не имеет права подобное себе позволять, подумайте, прежде чем жестоко наказывать, ведь это произошло впервые! Представьте себя на месте ребёнка. Допустим, вы чего-то очень страстно желаете. Вы сразу сосредотачиваете на этом все силы, бросаетесь зарабатывать деньги, чтобы удовлетворить свою потребность или желание, ищете пути достижения цели. Теперь — ребёнок. Вы сразу отказали ему, может быть, даже попытались объяснить причину и забыли об этом. А желание разгорается с новой силой, и он идёт на воровство. В таком случае подумайте, может, стоит удовлетворять такие желания детей? Разумеется, не потворствуя им в этом постоянно. Или надо разговаривать с ними, объясняя, почему не все желания исполнимы, приводя примеры из жизни. Но главное, помните: пример для него — вы. Если ребёнок видит, что свои желания вы удовлетворяете сразу (захотели — приобрели), вряд ли он послушает вас и ваши доводы. А поскольку он не располагает ресурсами взрослого человека (деньгами, другими возможностями), то, не в состоянии сдержать своих эмоций, пошёл на воровство. Если же речь идёт о повторном случае кражи, то это уже касается воспитания.
- Если ребёнок ворует, им может двигать желание привлечения внимания, например, заполнить эмоциональную пустоту — что свойственно детям в возрасте до 10 лет. Здесь маленький человек отлично знает, что это плохо и непременно наказуемо, но идёт на этот поступок, потому что таким образом он может обратить внимание взрослых на себя. Подобное поведение должно сказать вам о том, что ребёнку недостаёт эмоциональной теплоты родителей, заботы, разговоров с вами. Посмотрите на себя: достаточно ли внимания вы уделяете детям?
- Причиной воровства является, конечно, и отсутствие должного воспитания. Это происходит иногда непреднамеренно и не замечается некоторыми родителями. Ребёнок один раз взял тётину сумку поиграть, хотя она просила не трогать, — его никто не остановил. В другой раз он без спроса садится в дядину машину. В третий раз девочка, никого не спросив, берёт мамины украшения. А потом ребёнок привыкает, что можно брать чужие вещи, — за это не наказывают и ничего плохого в этом нет. А так нельзя. У каждого есть личные вещи, и, для того чтобы ими воспользоваться, надо обязательно спросить владельца.
- Обида на взрослого, вылившаяся в своеобразную месть, также может стать причиной воровства. Это происходит по разным причинам. Например, может быть и так: вы взяли у ребёнка что-то без спроса (возможно, он уже понимает, что и у него есть личные вещи), и он в отместку крадёт что-то у вас. Или вы его сильно обидели, а он не знает, что сделать в ответ. Понятно, что и здесь не всё однозначно. И причины такого поведения не совсем ясны. Но это уже другая история.
- Бывают и кражи ради развлечения как подражание поступкам друзей или тех, кто в авторитете. Обычно такое воровство происходит в магазинах, супермаркетах. В этом случае надо позаботиться об окружении ребёнка, понять, почему он легко идёт на нарушение норм ради желания быть «в стае». Надо научить его говорить «нет», действовать самостоятельно в любой ситуации, ни в коем случае не идя на поводу ни у кого, кроме собственных ценностей и норм.
Мифы!
- Считается, что чаще воруют дети из неблагополучных, финансово не защищённых семей. Однако это не так. Если родители или другие близкие люди в детстве смогли дать ребёнку чёткие моральные установки, вероятность того, что он их нарушит, крайне низкая.
- Ещё полагают, что если ребёнок привык получать всё по первому требованию, то он способен на воровство в случае отказа. Однако здесь также всё зависит от воспитания и атмосферы в семье.
Помните, что почти все проблемы, связанные с поведением ребёнка, берут начало в ваших семейных взаимоотношениях. Если ребёнку уделяют внимание, он всегда может довериться родителям, а в его семье царит атмосфера эмоционального благополучия, он вряд ли совершит правонарушение или пойдёт на поводу у авторитета. У него тогда нет сильнее авторитета, чем его папа или мама.
Обратите внимание, ребёнок 10 лет ещё не знает цену вещам вообще. Поэтому стоит помнить вот о чём. Иногда ребёнок берёт без спросу какую-либо вещь, например, жевательную резинку из вашего кармана, вашу рубашку (и портит её случайно). Вы считаете это не проступком (жвачку) или досадным недоразумением (рубашка) и не наказываете его, ничего не говорите, в лучшем случае отмахиваетесь, и воспитательный момент напрочь отсутствует. А потом ребёнок берёт ваш планшет без спроса, выносит его на улицу и случайно разбивает. Вот тут-то начинается искреннее негодование и меры воспитания. «Как ты посмел без спроса взять чужое! Ты на него ещё не заработал! Ты просто украл вещь и испортил её!» — это те слова, которые, как вы полагаете, справедливо высказываете ему. А корни такого «преступления» там, в тех моментах, когда вы легкомысленно отвернулись от того, что он «проверял» ваши карманы и надевал без спроса вашу одежду. Для него ценность планшета не ясна, и он не понимает разницы между ноутбуком и рубашкой, маминой сумкой за 30 тысяч рублей и помадой. Давайте ребёнку хотя бы какие-то карманные деньги, чтобы он имел возможность сам что-то покупать. Дело здесь не в том, чтобы предотвратить воровство, а том, чтобы он начал понимать ценность приобретаемых вещей.
Что делать: практические советы
Что делать, если ребёнок 10 лет ворует деньги и врёт? Для начала надо разобраться в причинах досконально. При этом обязательно в спокойных разговорах с ребёнком, а не кричать или ещё хуже — бить, ничего не выяснив.
Помните о том, что за один разговор и прямо здесь решить проблему не удастся. Это важный воспитательный урок, который ребёнок должен извлечь из сложившейся ситуации. Поэтому приготовьтесь к длительным мерам, научитесь сохранять спокойствие.
Советы психологов, что делать, если ребёнок/подросток врёт, ворует деньги у родителей и не только:
- Выяснить причину, не переходя к агрессии. Поймите сразу: жестокое и злобное поведение родителей может только навредить. Ребёнок сразу замкнётся и перестанет вообще с вами разговаривать. Кроме того, если причиной воровства стали как раз ваши внутренние отношения, вы тем самым сделаете их ещё хуже. Если причина в друзьях, вообще будьте крайне осторожны. Ребёнок, скорее всего, не скажет вам о самом сокровенном: о том, что он вынужден кому-то подчиняться. А значит, тут нужны долгие тёплые серьёзные разговоры, способные вывести вас на проблему, с которой вы сами, возможно, не справитесь. Также важно помнить о том, что нельзя обзывать ребёнка, нельзя вешать «ярлыки», такие как «вор» или «преступник». Сами понимаете смысл фразы: «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт».
- Никогда не обвиняйте ребёнка, если вы уверены в его причастности к краже. Часто происходит так: что-то пропало, а подумать больше не на кого, и родители начинают агрессивно допрашивать сына или дочь. У ребёнка есть достоинство, так же, как и у вас. Уважайте его, и пока причастность вашего чада к воровству не доказана, не унижайте его. Никогда не разбирайтесь с ребёнком при посторонних. Не позволяйте этого и окружающим, пока не будет доказательств. Только не нужно это понимать однобоко. Бывает, что факты налицо, а родители всё равно не могут поверить, что это их ребёнок совершил кражу, и начинают предпринимать шаги, чтобы оградить сына или дочь от таких проблем, упорно не желают видеть и слушать правду. Здесь дорога к постоянному воровству вашего ребёнка, а в будущем взрослого — скорее всего, обеспечена. Вы же его оправдали!
- Не пугайте ребёнка сразу уголовной ответственностью. Во-первых, он должен знать о ней раньше, знать вообще, что брать чужое — это плохо и без уголовного наказания. Есть наказание совестью. Это гораздо важнее. Именно совесть должна быть для подростка двигателем нравственного чувства! Именно она должна страшить. Если не будет этого внутреннего нравственного стержня, никакие уголовные наказания не станут камнем преткновения перед преступлением в будущем.
- Помните главное! Если вина ребёнка доказана — наказание необходимо! Если не последует наказание за совершённое воровство, во-первых, есть вероятность того, что это случится снова, а во-вторых, он так и не извлечёт других серьёзных уроков из данного правонарушения. Как наказывать? Здесь каждый решает сам, в соответствии со своими жизненными ценностями и опытом. Но важно не упустить некоторые нюансы. Ребёнок должен восполнить ущерб. Если деньги он уже потратил, ему необходимо вменить какую-либо обязанность, которую он раньше не выполнял, чтобы он «отработал» потерю родителями финансов. Маленький подросток должен понимать ценность денег, то, как они добываются людьми. Если этого не произойдёт, он будет думать, что их можно не зарабатывать, а отнимать у других. Это, конечно, крайний вариант развития событий, но высока вероятность его исполнения. В качестве наказания можно заставить ребёнка разносить газеты или рекламу, вменить в обязанности ежедневное мытьё пола, при этом объяснить, что всё это — тоже возможность заработать деньги самостоятельно.
- Попытайтесь наладить контакт с ребёнком. Если вы самостоятельно этого сделать не можете, обратитесь к психологу. Он найдёт подходы к вашему чаду и обязательно выяснит, какие проблемы в его жизни способствовали такому поведению. При этом если вы чувствуете нарастающую агрессию, желание ничего не объясняя наказать, не можете найти в себе силы справиться с внутренним негодованием, лучше обратитесь к специалисту сразу. В таком случае вам и самим нужна помощь.
Детское воровство случается довольно часто. И прежде чем применять меры наказания, надо всё-таки разобраться в причинах этого поступка. Если просто наказывать ребёнка, эффект может быть обратным: он озлобится, отвернётся от вас. Но хуже другое. Он так ничего и не поймёт: почему нельзя брать чужое, воровать деньги у родителей, каким трудом они достаются. У него так и не проснётся внутренний регулятор безнравственного поступка — совесть. А ведь каждый родитель ждёт и хочет именно этого.
Главный совет
Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть. Любите его! Проводите с ним как можно больше времени. И тогда, даже если он совершил воровство (даже не один раз!), у вас есть возможность всё исправить и направить воспитание в правильное русло. А главное — развивайте в нём самостоятельность! Доверяйте ему. Самостоятельный маленький человек рано узнаёт цену вещам и предметам, понимает ценность заработка, умеет позаботиться и о себе, и об окружающих. Самостоятельность и доверие, постоянное общение с ребёнком — ключ к решению многих проблем и к предотвращению воровства.
Источник
Детское воровство: что за ним стоит и как отучить ребёнка красть?
Об этой проблеме не принято говорить вслух. Родители, узнав, что ребёнок ворует, испытывают смятение, стыд и, конечно же, страх: «В нашей семье никто никогда так не делал», «Что я скажу своим знакомым?», «Мы вырастили преступника!».
Если раньше воровство считалось особенностью детей из неблагополучных семей, то сегодня нередки случаи, когда крадут дети из семей с высоким материальным достатком.
Что стоит за детскими кражами? Почему дети начинают воровать? Как отучить ребёнка брать чужое? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.
Подозреваете ребёнка в воровстве? Не можете добиться от него правды? Выясните, как обстоят дела на самом деле — скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay.
Содержание:
Феномен детского воровства
Почти каждый в своей жизни испытывал желание присвоить себе то, что ему не принадлежит. Но в большинстве случаев человека всегда что-то удерживает от этого шага. Что это? Сильные моральные устои? Сила воли? Или, может быть, боязнь наказания за содеянное?
Есть дети, у которых с раннего возраста выработан «иммунитет» против воровства. А для кого-то кража чужих вещей — обыденное явление, за которое ребёнок даже не испытывает чувство стыда.
Психология детского воровства такова, что не всегда действия ребёнка носят криминальный характер. Более того, он может не знать, что совершает плохой поступок. Поэтому прежде чем обвинять ребёнка в преступных наклонностях, сначала нужно выяснить причину, почему сын или дочь стали брать чужое.
Подозреваете ребёнка в воровстве? Не можете добиться от него правды? Выясните, как обстоят дела на самом деле — скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay.
Почему дети воруют?
Существуют пять групп причин, почему дети начинают присваивать себе чужие вещи или деньги:
1. Импульсивность, отсутствие самоконтроля, слабость волевого поведения
В норме произвольное поведение у детей формируется к 6-7 годам. До этого времени ребёнку сложно справиться со своими непосредственными желаниями. Например, забрать себе понравившуюся игрушку из детского сада или съесть конфету, лежащую на столе в гостях.
Больше всего родителей злит, что ребёнок не понимает тяжести совершенного им поступка, не испытывает угрызений совести и не просит прощения. А здесь всё просто: структуры детского мозга, отвечающие за самоконтроль и волевое поведение, ещё не созрели. Ребёнок захотел взять вещь и взял её.
В некоторых случаях импульсивность сохраняется и после 7 лет. Такие дети — эмоционально «глухие», не умеющие сочувствовать и сопереживать другому человеку. Они так и остаются зацикленными на своих потребностях и желаниях.
2. Ощущение ребёнком своей неполноценности
В первую очередь, это проблемы во взаимоотношениях с родителями. Мама и папа в таких семьях могут быть заняты вопросами зарабатывания денег или воспитания младших детей. В результате ребёнок ощущает себя нелюбимым, ненужным, одиноким. Ему хочется обратить внимание родителей на себя, и он совершает кражу.
Воровство в этом случае может выступать также как акт мести родителям за отсутствие любви и внимания.
Кроме того, у ребёнка могут не складываться отношения с одноклассниками. Он решает «задобрить» их и покупает сладости и игрушки на деньги из маминого кошелька, взятые тайком.
Такие дети, как правило, замкнутые, неуверенные в себе, тревожные и ранимые. Им как воздух необходима эмоциональная поддержка со стороны близких людей. Но своим поведением они лишь отдаляют окружающих от себя, теряют доверие и уважение.
Также ребёнок может пойти на кражу в состоянии тревоги, психологического напряжения и подавленности. Присвоение чужого здесь выступает в качестве эмоциональной разрядки.
3. Отсутствие представлений о собственности, «своём» и «чужом»
Да, кажется, что такие понятия ребёнок должен впитать с молоком матери. Но большое количество детских краж именно по причине несформированных нравственных понятий говорит об обратном.
Ребёнок просто может не понимать, почему мамин шарф из шкафа ему можно взять, а деньги из кошелька — нет. И почему вдруг нельзя забрать у друга Саши замечательную красную машинку, ведь Саша — его друг, значит, и машинка принадлежит тоже ему.
Сюда можно отнести и желание доставить приятное близкому человеку с помощью чужих вещей. Например, принести маме из гостей красивые бусы или помаду тёти Нади.
4. Клептомания
Это патологическое желание что-либо украсть. При этом сам предмет обычно не представляет ценности для ворующего. Ребёнок берёт то, что плохо лежит, и тут же забывает об украденном или теряет его.
Истинная клептомания встречается редко. Ей страдают дети с органическим поражением головного мозга. Воровство у них закрепляется по типу условного рефлекса. Воспитательные меры здесь бесполезны, необходима помощь психиатра, поскольку клептомания — это болезнь.
5. По принуждению
У ребёнка могут вымогать деньги одноклассники или ребята постарше, «ставить его на счётчик» и угрожать расправой. Взрослым дети боятся рассказать о такой ситуации, поэтому начинают искать деньги всеми доступными способами: воровать у родителей, родственников, знакомых, учителей.
Также ребёнок может страдать наркозависимостью и красть деньги, чтобы получить очередную «дозу».
В подростковых компаниях, особенно криминальных, есть своеобразный ритуал посвящения. Чтобы доказать свою принадлежность к группе, «новичку» необходимо что-то украсть из магазина, вытащить бумажник в автобусе или принести крупную сумму денег из родительского кошелька.
Важно понимать, что не может быть единственной причины детского воровства. Это всегда сочетание слабого самоконтроля и ощущения неполноценности, либо несформированности моральных устоев и проблем в детско-родительских отношениях.
Кражи детей разного возраста
Дошкольный возраст
Определение «воровство» не совсем верно для детей-дошкольников, потому что в их действиях нет криминальной подоплеки. Малыши не воруют, а берут без спроса чужую вещь. Берут, потому что она им понравилась. Берут, потому что хотят иметь её у себя. Берут, потому что ещё не понимают, что есть «моё», а есть «чужое».
Ребёнок может взять чужую вещь, если хочет наказать обидчика.
Случай из практики: Ваня принес в детский сад игрушечный подъемный кран. Дети попросили Ваню дать поиграть с ним, но Ваня отказал, даже лучшему другу Паше. Когда вечером Ваню пришла забирать мама, оказалось, что кран пропал из шкафчика. Все бросились искать пропажу, но так и не нашли. На следующий день выяснилось, что кран забрал из Ваниного шкафчика Паша, когда никто не видел. Он хотел наказать Ваню за жадность и заодно сам поиграть с такой чудесной игрушкой.
Школьный возраст
В школьном возрасте объектами кражи становятся письменные принадлежности, наклейки, маленькие игрушки. Чаще всего дети действуют спонтанно, не задумываясь о последствиях своего поступка и о чувствах пострадавшего.
Случай из практики: Учительница дала задание — сделать грибы из цветной бумаги и картона. Самая красивая поделка получилась у Олеси — её мама купила самоклеющуюся цветную пленку и вместе с дочерью разрисовала каждый гриб. После окончания урока дети пошли в столовую обедать, а грибы остались у каждого на парте. По возвращению Олеся нашла на своей парте чужую поделку. После разбирательства Олесины грибы нашлись на парте Алёны — девочки из малообеспеченной семьи, которая уже не раз была замечена в подобных поступках.
⠀
Также популярны среди школьников кражи в магазинах «на слабо». Стремясь доказать «крутость» и независимость, девочки и мальчики воруют жвачки, шоколадки, лаки для ногтей, Киндеры-сюрпризы.
Воровство в школьном возрасте часто сопровождается ложью. Даже если ребёнок был застигнут на месте преступления, он до последнего будет отрицать свою вину. С помощью лжи дети стремятся избежать справедливого наказания за содеянное.
Отсутствие карманных денег также толкает детей на воровство: кто-то забирает тайком деньги из родительского кошелька, а кто-то крадёт шоколадку на кассе в магазине. Толкает на этот поступок обычно чувство собственной ущербности («у всех есть, а у меня — нет») и желание с помощью обладания той или иной вещью доказать свою значимость.
Подростковый возраст
В переходном возрасте для подростка на первый план выходит самоутверждение, желание занять место в группе. Поэтому кражи, совершаемые в этом возрасте, связаны с приобретением «модной» вещи или с целью стать «своим» человеком в компании сверстников. На воровство чаще идут подростки с недостаточно развитой волевой сферой и несформированными нравственными принципами.
Также причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться или слабая воля, но и воровство «за компанию».
Случай из практики: Даша росла примерной, спокойной девочкой. Хорошо училась, помогала маме по дому. Все изменилось, когда Даше исполнилось 15 лет. Она стала гулять по ночам с компанией сверстников, врать, прогуливать уроки. Родители переживали, что их девочка так изменилась, но надеялись, что вскоре это пройдет. И тут, как гром среди ясного неба, звонок: Даша доставлена в отделение полиции по подозрению в соучастии в угоне автомобиля. Оказалось, что мальчик из Дашиной компании украл ключи от гаража своего отчима, чтобы вместе со всеми покататься на машине. Подростки залезли в гараж, выкатили автомобиль, и тут подъехали сотрудники полиции. На гараже сработала сигнализация, которую ребята забыли отключить.
⠀
Переживаете, что ваш ребёнок связался с дурной компанией и ввязывается в опасные дела? Развейте свои подозрения или убедитесь в их правдивости и помогите своему ребёнку. Скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay, чтобы воспользоваться функцией геолокации или прослушки окружения.
Ошибки родителей
Толкнуть ребёнка на воровство или усугубить уже имеющуюся тенденцию к краже могут воспитательные методы и ошибки родителей:
- непоследовательность в воспитательных мерах, когда в одной ситуации ребёнка наказывают за проступок, а в другой он может избежать наказания;
- несогласованные требования взрослых (мама что-то запрещает, а папа, наоборот, разрешает);
- вседозволенность ребёнка, отсутствие привитых моральных норм;
- тотальный контроль за жизнью ребёнка;
- «двойная» мораль в семье, когда под хорошее мамино/папино настроение сыну или дочери разрешается брать всё, в том числе и деньги.
Как правильно реагировать на случаи детского воровства?
Если ребёнок принёс домой чужую вещь или игрушку
- Ваша реакция будет зависеть от возраста ребёнка. Трёхлетнему малышу нет смысла полчаса объяснять, как плохо он поступил и как расстроится Вася, когда не найдет свою машинку. С ребёнком постарше поговорите наедине, без свидетелей. Донесите до ребёнка смысл его поступка и возможных последствий.
- Выясните, не поменял ли ребёнок чужую игрушку на свою. Такая практика широко распространена среди детей.
- Если игрушка принесена из группы детского сада, то её следует вернуть, а ребёнку впоследствии можно купить такую же или похожую. Возможно, это его давняя мечта, а вы не знали об этом.
- Если принесённая игрушка или вещь — чужая, она должна быть возвращена владельцу с принесением извинений. Лучше это сделать один на один.
- Если сын или дочь не испытывает чувства вины за сделанное, чётко выразите свою позицию по отношению к воровству, скажите, что это неприемлемо в вашей семье. Если ребёнок раскаивается в своем поступке, обратите его внимание на чувства пострадавшей стороны, как человек переживает из-за украденной вещи.
Если ребёнок украл деньги
- Постарайтесь узнать, зачем ребёнку понадобились деньги.
- Если ребёнок подвергся вымогательству со стороны старших, не стоит ругать его. Сын или дочь и так запуган. Расспросите о ситуации подробно. Если нужно, подключите полицию.
- Если ребёнок пытается «задобрить» одноклассников, покупая им на ворованные деньги сладости и игрушки, объясните, что дружба не должна строиться только на материальной выгоде. Предложите ребёнку другие способы расположение к себе ребят — можно пригласить их к себе в гости или на природу, в поход, и т.д.
- Часто бывает, что ребёнок крадёт деньги, чтобы привлечь к себе внимание близких людей. Обычно деньги сразу находятся, родители устраивают многочасовые разбирательства, цель ребёнка достигнута — он получил свою порцию, пусть и негативного, но всё-таки внимания. Если это ваш случай, не стоит тратить много времени на нравоучения. Да, ребёнок совершил неблаговидный поступок, но сейчас для вас гораздо важнее восстановить утраченные отношения с ним отношения. Чаще хвалите сына или дочь, проводите время вместе, интересуйтесь его жизнью. Тогда случаи воровства в вашем доме прекратятся.
- Важно вместе с ребёнком продумать наказание за сделанный проступок. Если ребёнок украл деньги из родительского кошелька или в гостях и успел их потратить, значит, он лишается приобретения желанной для него вещи, которую давно обещали купить родители.
Как отучить ребёнка красть: советы психолога
В случае детского воровства для родителей главное — дать почувствовать ребёнку серьёзность совершенного поступка и убедить в том, что он по-прежнему любим и достоин прощения.
- Не оставляйте даже единичный случай воровства без внимания. Обязательно обсудите с ребёнком его поступок и найдите совместные пути решения ситуации.
- Не устраивайте ребёнку публичных «выволочек». Все разговоры — только наедине.
- Если ребёнок не пойман за руку, не спешите с обвинениями в воровстве, помните о презумпции невиновности.
- Воздержитесь от обвинений «ты — вор», «сядешь в тюрьму», «из тебя вырастет преступник». Идя по пути осуждения, родители рискуют закрепить за ребёнком репутацию вора и мошенника. Малыш, впервые попав в такую ситуацию, может озлобиться, и его кражи уже начнут носить криминальный характер. В беседе с дошкольниками лучше не употреблять слов «воровство», «ворованное», «кража». Замените на более мягкие выражения: «брать чужое», «взять вещь без спроса».
- Постарайтесь выяснить причину, почему ребёнок стал красть чужие вещи или деньги (чувство неудовлетворенности, привлечение внимания, вымогательство и др.). Тогда вам будет легче найти средство борьбы с этой проблемой.
- Если ребёнок начинает лгать и отрицать содеянное, не настаивайте. Дайте ему время поразмыслить над ситуацией.
- Если вы перепробовали все способы борьбы с детским воровством и ложью, но ничего не помогает, обратитесь за помощью к психологу.
Профилактика детского воровства
Как известно, любую проблему легче предотвратить, чем исправить, поэтому родителям важно соблюдать следующие рекомендации:
- Интересуйтесь жизнью ребёнка, его заботами, радостями и огорчениями. Постарайтесь разделить его интересы или найти совместное занятие для всех членов семьи (спорт, прогулки, походы).
- Важно построить в семье доверительные отношения, где каждый имеет право на своё мнение и в равной степени достоин уважения.
- Меньше нравоучений, больше доверительных бесед.
- Рано или поздно ребёнку самому придётся столкнуться со случаями воровства, поскольку это обыденное явление нашей жизни. Будьте готовы объяснить, что своё имущество нужно оберегать и быть бдительным, особенно при общении с незнакомыми людьми.
- Не искушайте ни ребёнка, ни приходящих к вам гостей: храните деньги и ценные вещи в укромных местах, не разбрасывайте их по дому.
- Ребёнок должен знать, где его вещи, которыми он распоряжается по своему усмотрению, а где вещи родителей, которые можно брать только с их разрешения.
- Выделяйте ребёнку карманные деньги и научите грамотно ими распоряжаться.
- Следите за разговорами в семье. Вы можете невольно транслировать ребёнку мысль о том, что в современном мире честный человек ничего не может добиться своим трудом, а получить желаемое он может только с помощью воровства и мошенничества.
- Старайтесь удовлетворять разумные потребности детей в одежде, технике, экипировке. Договоритесь о том, что он сам сможет подзаработать на нужную ему вещь в каникулы или помогая вам.
Не судите строго своего ребёнка. Каждый может оступиться и быть неправым. Какая бы беда ни случилась с ребёнком, главное — не отворачивайтесь от него, дайте ему шанс исправиться.
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Мобильное приложение «Где мои дети»
Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом. Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Загрузить приложение
Источник