Ребенок 6 лет машет руками

Стереотипии у детей: не только признак аутизма

Увидев ребенка, который без причин машет руками или раз за разом повторяет «мама мыла мылом», мы машинально подумаем, что это странно. Наверное, у него аутизм или еще какое расстройство?

В самом деле, такие странные повторяющиеся акты поведения, двигательной, речевой активности и специфические интересы относят к главным диагностическим признакам РАС. Но стереотипии, стереотипные акты бывают не только при нарушениях. И у нормотипичных детей, и у вполне здоровых взрослых могут быть привычки постукивать ногой, щелкать пальцами, что-то крутить в руках и, наконец, грызть ручки, ногти и курить. Все это – первичные стереотипии. Почему они возникают и когда должны беспокоить?

Примеры стереотипий у детей

Примеры стереотипий у детей

Первичные стереотипии часто возникают еще в раннем возрасте – с года до двух. Проявляются они по-разному. Чаще всего это разнообразные повторяемые устойчивые движения, манипуляции с предметами, позы, звуки – от слогов до целых фраз. Важное отличие – все стереотипии социально не функциональны, то есть они не средство достижения цели, а просто есть.

Часто стереотипия возникает в период возбуждения, усталости, скуки или стресса.

Стимминг и стереотипия – разные понятия. Стимминг – аутостимуляция, направленная на получение приятных ощущений.

Внешне акты стереотипии могут проявляться как весьма просто, так и в виде замысловатого ритуала. Ребенок может раскачиваться, раскручиваться, маршировать, подпрыгивать, потряхивать, хлопать, махать руками «как птичка», ходить на цыпочках, крутить предметы в руках, царапать себя, рычать. В общем, вариантов масса.

Стереотипии есть не только у людей, но и у птиц и собак. Чаще они возникают у животных на фоне длительного стресса. Однако есть результаты исследования оральной стереотипии у доберманов (журнал Genome Biology), которые выявили нарушения в четырех генах, связанных с работой синапсов, которые мешали рецепторам воспринимать эндорфины.

Недостаток обычных путей получения удовольствия приводил к оральной стереотипии у собак – кусанию предметов и даже собственных лап.

Важно не путать стереотипию и иные явления, в частности, моторные тики. И те, и другие проявляются довольно регулярно, усиливаются на фоне стрессов. Но для развития тиков характерен возраст в 5-7 лет и старше, отсутствие ритмичности. Как правило, непроизвольность моторных тиков ребенок пытается остановить и контролировать, например, закрывать руками дергающийся глаз.

Основные характеристики стереотипии и их причины

Стереотипии весьма разнообразны, в отличие от тех же тиков. Они могут быть сложными и простыми, речевыми и невербальными, задействовать мелкую и/или крупную моторику, направляться на объекты, предметы или самого ребенка.

  • О стереотипии говорят, когда она возникает многократно и длится в течение минимум месяца.
  • Стереотипии устойчивы и ригидны, не изменяются вместе со средой, не зависят от изменения окружения ребенка.
  • Чаще всего стереотипичные проявления социально неприемлемы.

Среди версий о причинах есть гипотеза оперантного вида поведения с подкреплением средовой или автоматической обусловленностью. Самая распространенная теория в научных работах – автоматическое закрепление, когда стереотипия доставляет удовольствие или избавляет от дискомфорта (тревоги, стресса, скуки).

В современных исследованиях разделяют аутостимуляцию и стереотипию. Одни и те же моторные акты могут иметь разные причины – ребенок может дергать себя за волосы ради легкой отвлекающей боли или же чтобы повлиять на родителя и добиться покупки игрушки в магазине.

Что должно насторожить?

  • Чем старше ребенок, тем чаще стереотипии связаны с особенностями развития и социальной адаптации. При появлении такого вида активности в возрасте до четырех лет стоит оценить наличие потенциальных дефицитов в области внимания, коммуникации, игровой деятельности, интеллектуального развития.
  • Частота возникновения – если стереотипная активность очень частая, возникает при любом раздражителе – нужна помощь врача.
  • Если моторная стереотипия направлена на самоповреждение – расцарапывание кожи, щипки до синяков, шишки на лбу – медицинская помощь нужна срочно.
  • Способность к переключению: оцените, насколько легко ребенка отвлечь и прервать? Некоторым хватает просьбы перестать раскачиваться или объятия, у других все игнорируется и может вызывать встречную агрессию. Понятно, что в комплексной оценке первый вариант, скорее всего, будет возрастной нормой, а второй – сигналом тревоги.
  • Наконец, мешают ли такие акты нормальной жизни? Неважно как – препятствуют посещению детского сада, занятиям дома, еде, сну или просто занимают много времени. Если да, то это может указывать на наличие тех стереотипий, которые характерны для расстройства аутического спектра, нарушений развития, обсессивно-компульсивного расстройства.   

Стереотипии могут быть следствием травмы головного мозга.

Надо ли лечить ребенка?

Надо ли лечить ребенка?

Стереотипные повторяющиеся движения включены в Международную классификацию болезней (актуальная версия МКБ-10). Как расстройство они могут быть признаком различных нарушений – от органических поражений мозга до шизофрении. Однако самостоятельные первичные стереотипии не лечат, и доказательств эффективности какой-либо терапии нет.

Если не выявлено расстройство, которому сопутствует такой признак, то возможна коррекция поведения, создание иной привычки. Однако такой вариант рекомендуется, только если стереотипии мешают в повседневной жизни.

Читайте также:  36 9 нормальная ли это температура у ребенка 6 лет

Не менее важна правильная постановка диагноза. Так, в Developmental Medicine & Child Neurology опубликованы результаты наблюдения за детьми со стереотипными повторяющимися движениями.

  • Средний возраст начала стереотипий составил 17 месяцев. 
  • У мальчиков они встречались в 3 раза чаще, чем у девочек.
  • Семейный анамнез отмечался в 30% случаев, синдром дефицита внимания с гиперактивностью – у 36%, тики – у 42%, нарушения моторного развития у 36%, обсессивно-компульсивное расстройство у двух детей.
  • Детям (но не их родителям) нравились их движения, которые обычно ассоциировались с тревогой или игрой воображения.
  • У почти 70% детей такое поведение прекратилось или стало использоваться только в домашних условиях и там, где никто не видит и не осудит.

Основные выводы из научной работы (и не только этой): стереотипии довольно часто встречаются у детей без аутизма или нарушений психического, интеллектуального развития. Однако во врачебной практике детям со стереотипиями часто ставят неверные диагнозы – от тиков до эпилепсии.

Цель терапии при стереотипиях направлена на безопасность ребенка и улучшение его самочувствия и функционирования. Наиболее частые варианты (если стереотипии мешают нормально жить): терапия для снижения стресса, техники релаксации, поведенческая терапия для подкрепления социально приемлемого поведения, коммуникативный подход.

Однако если стереотипии не вызывают проблем (кроме социального осуждения) и не являются следствием нарушений, к таким движениям и вокализациям можно и нужно относиться, как к нормальному временному явлению. По мере взросления дети находят приемлемые формы активности или полностью от них избавляются.

Пройдите тестВаш персональный IQ здоровьяПройдите этот тест и узнайте, во сколько баллов – по десятибалльной шкале – можно оценить состояние вашего здоровья.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник

Ребенок ведет себя необычно — будьте внимательны!

Склонность к эпилепсии и начало ее развития выражаются в особенностях поведения ребенка, на которые следует обратить внимание родителям: чем раньше поставлен диагноз, тем успешнее потом протекает лечение.

Кандидат медицинских наук М. ВАЙНТРУБ

В большинстве случаев эпилепсия — болезнь «родом из детства». Начало заболевания приходится на 6-10 лет (18-20%), на 11-15 лет (30% случаев). Обычно дети сами не могут понять, что у них что-то не в порядке, поэтому им на помощь должны прийти взрослые.

Большинство людей считают, что эпилепсия выражается исключительно в виде судорожных припадков. Однако существуют и бессудорожные формы, с которых, как правило, начинается заболевание. Их обычно не замечают или не относят к признакам болезни, хотя именно они очень важны для ранней диагностики.

Так, например, предрасположенные к эпилепсии дети нередко во сне встают и ходят по комнате, могут передвигать легкую мебель, перекладывать вещи. На оклики, вопросы они не отвечают. Затем ложатся спать и, как правило, наутро ничего не помнят. В других случаях ребенок садится в постели и вновь засыпает, иногда выговаривая во сне невнятные слова и звуки. У некоторых детей такая активность во сне является единственным проявлением эпилепсии, поэтому родителям следует понаблюдать за ребенком, если у него есть такая особенность.

Другой настораживающий симптом — ночные кошмары. При этом один и тот же «сюжет» сновидения многократно повторяется на протяжении недели. Кошмары о нападении, избиении, убийствах сопровождаются чувством страха, потливостью, сердцебиением. При пробуждении в памяти сохраняются яркие эпизоды сновидений. Дети, как правило, рассказывают о них и просят помощи.

Нередко во сне ребенок кричит, плачет или смеется несколько раз за ночь. Утром дети не помнят своих снов. В этом случае крик, плач, смех представляют собой автоматические речевые и моторные явления, сопровождающие бессудорожный приступ эпилепсии.

Подобные явления свидетельствуют о постепенном развитии болезни.

Начальный этап эпилепсии иногда сопровождается кратковременными потерями сознания у ребенка — так называемыми абсансами («абсанс» в переводе с французского — отсутствие). В этот момент происходит «отключение сознания», когда со стороны может показаться, что больные замирают, задумываются, застывают на месте. В других случаях больной в этом состоянии потирает руки, сжимает пальцы в кулаки, постукивает по столу, бледнеет или краснеет, у него учащается или замедляется пульс, подергиваются мышцы. Двух-трехмесячные дети могут «кивать» — стремительно наклонять голову вперед. В шесть месяцев эти «кивки» могут сменяться наклонением головы и туловища вперед.

Эти приступы возникают в возрасте до 6 лет. Позже, в возрасте 5-10 лет, во время приступа больной закатывает глаза, запрокидывает голову назад или поднимает руки. Могут быть и импульсивные приступы (в возрасте 7-20 лет), когда мгновенно вздрагивают различные группы мышц, особенно рук и плеч. Вздрагивания мышц можно наблюдать и при засыпании, пробуждении, во сне. Эти явления встречаются у 3% больных в начальной стадии эпилепсии.

Одно из самых частых начальных проявлений развития эпилепсии — повторяющиеся головные боли. На протяжении многих недель и даже месяцев они могут быть единственным симптомом заболевания. Боли возникают часто и внезапно, приступообразно, без всяких причин, иногда сочетаются с тошнотой и рвотой, чаще всего утром и днем, реже — к вечеру и ночью. Головные боли, как правило, не связаны с травмами головы.

Читайте также:  Что можно ребенку 6 лет от желудка

Эпилепсия иногда начинается с обморока. Отличие эпилептического обморока от приступа дурноты в том, что этот обморок возникает медленно и сопровождается расслаблением мышц, а при эпилепсии мышцы напряжены. У некоторых больных единственным признаком эпилепсии является кратковременное расстройство речи. Больные при этом хорошо ориентируются, все понимают, продолжают начатую работу или беседу, но не могут говорить. Иногда они плохо понимают обращенную к ним речь, ее звуки кажутся им приглушенными. Обычно такие приступы возникают по 2-3 раза в день.

Поведение ребенка тоже может быть тревожным симптомом. Если ребенок дошкольного и раннего школьного возраста чересчур подвижен, легко возбудим, неусидчив, рассеян, то родители должны относиться к нему более внимательно. Обычно о «трудном» поведении ребенка сообщают воспитатели детского сада или учителя начальных классов школы. Однако чаще всего воспитатели или сами родители расценивают такое поведение как изъяны воспитания или особенности возрастного периода.

Но когда двигательная расторможенность, «взвинченность» ребенка не проходит, а нарастает, к ней присоединяются агрессивность, снижение темпа восприятия новой информации, ухудшение внимания, памяти, низкая успеваемость, то все это говорит о прогрессировании болезни.

Заметив описанные явления, нужно показать ребенка врачу-невропатологу. Лучше сомневаться и все-таки пойти на прием к специалисту, нежели надеяться на «авось». К сожалению, большинство родителей не спешат к врачам по разным причинам: кто-то считает, что все это связано с особенностями детского организма, переутомлением, перегреванием на солнце, недосыпанием, кто-то надеется, что «с возрастом все пройдет». Однако бессудорожные формы болезни проторяют дорогу судорожным припадкам. Но даже и после первого судорожного припадка к врачу обращаются только в 40-45% случаев.

Часть больных начинает лечиться у экстрасенсов, народных целителей. После неутешительных результатов обращаются, наконец, к врачам. Специалист может диагностировать эпилепсию только после электроэнцефалографического исследования головного мозга (ЭЭГ). Иногда бывает, что первые результаты ЭЭГ не выявляют склонности к судорогам, особенно если приступы ночные, а исследование производилось утром или днем. Поэтому необходимо исследование ЭЭГ в динамике.

Если вовремя (и как можно раньше) начать лечение, то оно приводит к эффективным результатам у 50-60% больных. Быстро исчезают припадки, не возникают психические расстройства, не ухудшаются память, внимание и другие интеллектуальные функции мозга. Дети продолжают учиться, а взрослые — учиться и работать. Словом, опасные моменты заболевания остаются позади.

Источник: https://nauka.relis.ru

Источник

Ребенок машет руками, открывает рот, кричит

1077 просмотров

4 ноября 2017

Ребенку 6 месяцев, продолжается это больше 1 месяца точно: машет руками, при этом открывает рот и издает смешанный звук а,о,у, тело все напряженное. Проявляется я так понимаю при какой-то возбудимости: кто-то сделает что-то резко, когда время в к еде подходит, но часто делает так и без повода. В последние полмесяца участилось, в день раз 100, наверное, делает. Настораживает данный жест, мое беспокойство обоснованно? Что это может быть? Объяснила ситуацию педиатру, она ответила, что ребенок балуется.

На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

Невролог, Психолог

Добрый вечер, Дарья. Как меняется мимика ребенка во время данного действия? Не имеет ли место гримасса боли, скорчивания, не меняется ли цвет кожных покровов? Не выбухает и не пульсирует ли родничок в это время? Уточните пожалуйста, это важно.

Дарья, 6 ноября 2017

Клиент

Наталья, во время этого в родничке чувствуется пульсация, но не сильная (я думаю, она и должна быть), по выражению лица ребенка, как будто она пытается напугать: глаза широко открыты, и рот, и издает звук из глубины откуда-то, не ее голос. Не морщится, не краснеет, признаков боли тоже нет

Невролог, Психолог

Родничок и должен пульсировать, конечно же. Я просто спрашивала за ассиметричную, усиленную пульсацию, ее нет, и Слава Богу. не краснеет, не кричит — значит это не боль, ничего не беспокоит, значит балуется, привлекает к себе внимание, повода для беспокойства нет, не волнуйтесь. Просто малышке уже 6 месяцев, пора сделать повторную НСГ и планово пройти осмотр невролога, но по описанной Вами симптоматике — это нормально. Крепкого здоровья Вам и Вашей малышке, всех благ.

Дарья, 6 ноября 2017

Клиент

У нас в городе не делают НСГ повторно в 6 месяцев, при осмотре невролог ставила ПЭП из-за опоры на носочки, и она не может пока выдержать свой вес на ногах

Невролог, Психолог

Странно, как это не делают? Тем более если малышке выставлен ПЭП, то НСГ по хорошему должна проводиться сразу после рождение или в 1 месяц, затем в 3 месяца, затем в 6 месяцев, по показанием — в 9 и заключительная к году до полного сращения родничков. В 6 месяцев далеко не каждый малыш может выдерживать вес своего тела на ногах и не всегда это говорит о патологии. А когда невролог Вас осматривал последний раз?

Читайте также:  Гнойный ринит у ребенка 6 лет

Дарья, 6 ноября 2017

Клиент

Наталья, как раз в 6 месяцев, и в только в 6 месяцев поставила ПЭП и назначила массаж, электрофорез с хлоридом кальция. А НСГ было в 1 месяц вместе со всеми УЗИ, по ней все было в норме, поэтому еще не стали назначать. А как вы считаете, какой крайний срок, чтобы ребенок мог выдержать свой вес на ногах?

Невролог, Психолог

Я поняла. Тогда тем более, если ПЭП выставили в 6 месяцев, то целесообразно было бы и НСГ повторить, как мне кажется. Массаж и ФТЛ это хорошо, несомненно, массаж деткам в таком возрасте вообще ежедневно нужно делать. Вообще, крайний срок 6-8 месяцев для того, что бы малышка уверенно стала на полную стопу, так что еще время есть, и несомненно, курс массажа и электрофорез будут полезны, после проведенного курса продолжайте массажи дома самостоятельно, понаблюдайте как и что делает специалист, запоминайте и дома самостоятельно продолжайте. Своему малышу я делала массажики вплоть до года ежедневно и результат не заставил себя долго ждать. Крепкого здоровья Вам и Вашей малышке, всех благ.

Дарья, 6 ноября 2017

Клиент

Наталья, спасибо за консультации! Я делаю каждый день массаж и гимнастику, надесь, это поможет

Оцените, насколько были полезны ответы врачей

Проголосовало 0 человек,

средняя оценка 0

Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?

Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ — задайте свой вопрос врачу онлайн.

Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально — задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!

Источник

Ребенок машет ручками есть ли повод волноваться

анонимно, Женщина, 28 лет

Добрый день!
Моей дочери 1.11. Родилась 8/9 по апгар,вес 3900,рост 55. Развитие по возрасту, все плановые осмотры невролога на 5. Дочь откликается на имя, выполняет просьбы (например, пришли с улицы,помогаю ей раздеться и вещи сложить,а после говорю — отнеси и положи их в свой шкаф и идем мыть руки, она относит,складывает и идет в ванну.) Любит мыть ручки и чистить зубки и вообще купаться. Сама снимает шапку,перчатки,шарфик и носочки,поднимает ручки,помогая снять футболку,надевает сама пока только ботинки и шапку,хотя когда говорю идем гулять, несет свои вещи для того чтоб одеться. Указательный жест очень активно использует. Постоянно несет мне или папе книжки,карточки для игры. Складывает пирамиду,но не всегда по порядку, сортеры отлично. Кормит кукол,собаку,мишку садит на горшок. Показывает части тела, показывает всех животных на картинках плюс знает как они говорят(звокуподражание). Знает фигуры круг, квадрат ,овал и прямоугольник( верно их выкладывакт в пазле). На площадке активна, с детьми контакт хороший,подходит,дает игрушки,недавно начала жадничать,забрала у мальчика шарик,говорю ей отдай мальчику это не твой,а она мне — нет! Любит рисовать красками и мелом,любит раскрашивать,но границ рисунка не соблюдает. Повторяет по настроению, бывает прямо очень хорошо,а бывает нет и все. Из активной речи: мама,папа,баба,дед,нет,да,дай,пить,круг,белк,арбуз(буз), крокодил (дил), звуки всех животных, ( собака — ав,кошка мау и тд), фон(телефон), мяч,иди, один(спрашиваю сколько лет, показывает палец и говорит один), пока пока и машет рукой,кар. В общем слов очень немного, 20 насчитала,перечислила основные. При встрече подает руку ( пожимает). Ест все что даем. Любит играть с папой в прятки,догонялки и мячик. Меня очень беспокоит отсутствие фразовой речи, она несколько раз говорила мама дай,или папа пить,но это было всего раз 5 может быть. С 1.5 лет иногда ходит на носочках, невролог прописал массаж,парафин и орт обувь, все делаем,но все равно,может ходить нормально,а может и на носочках. Еще месяц назад пошли в развивашку и там я заметила эти махи руками,она была в очень сильном возбуждении,бегала,прыгала и махала руками. Дома это повторилось только раз и больше не было,а два дня назад снова, танцевала под песенки детские и прыгала,и махала руками, и вдруг начала кружиться вокруг своей оси( раньше не было). Я эту музыку сразу прекратила. На следующий день, она просто баловалась,прыгала на кровати и опять махи эти и кружится. С горошком тоже пока на вы, терпит,но если чем увлеклась может и в штаны, но брезглива,особенно если в штаны сделала по большому,сразу бежит в ванну мыться.Ложкой вилкой ест сама,зубы чистит щеткой,моет руки,вытирает полотенцем лицо и руки. Когда что то получается и ее хвалят — она хлопает в ладоши и говорит ура ура. На прощание посылает воздушный поцелуй,но с врачами плохо. Не настраивали,не было негативных опытов,но осмотр врача это проблема,боится и плачет, хотя со взрослыми в развивашке,например,охотно идет на контакт,дает руку,играет. Хотя даже после плача у врача,когда выходим,она может им помахать и сказать пока. Животных очень любит,дикий восторг они вызывают. Очень волнует отсутствие предложений,и эти махи с носочками((( подскажите,пожалуйста,есть ли основания для волнения?

Источник