Речевое обследование ребенка 9 лет
Диагностика развития речи у детей от 6 до 10 лет. Методика Эббингауза — 7 Мая 2013
Методика Эббингауза.
Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций.
Инструкция: «Вставьте пропущенные слова».
Инструкция: «Расставь точки».
Анализ результатов: Фиксируются скорость нахождения и продуктивность ассоциаций.
Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).
Данная методика используется для определения уровня развития понимания грамматических конструкций.
Задание 1.
1. «Послушай, что я тебе прочитаю, и расскажи».
2. «Прочитай и перескажи».
Галка и голубь.
Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.
Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочъи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже ее не приняли.
Муравей и голубка.
Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Умная галка.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.
Самые красивые.
Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:
— Вы не видели моих птенцов?
— А какие они?
— Самые красивые!
Анализ результатов: учитывается понимание последовательности событий, общего и скрытого смысла.
Задание 2.
Обращаясь к ребенку, учитель говорит: «Слушай внимательно. Я буду называть по несколько слов. Составь из каждого набора по несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно или несколько слов».
Наборы слов:
1. Девочка, альбом, рисунок.
2. Ребенок, чашка, молоко.
3. Из, клетки, чиж.
4. Саша, лыжах, катается, на.
Шкала оценивания.
Количество правильно составленных предложений | Оценка |
4 и более | 5 |
3 | 4 |
2 | 3 |
1 | 2 |
1 |
Задание для углубленной диагностики.
«Прослушай ряд слов и составь из них предложения».
1. В, поют, хоре, девочки.
2. Пассажиры, трамвая, выходят.
Задание 3.
Перед ребенком на столе выкладываются две карточки с рисунками:
Учитель говорит: «Мальчика в белой рубашке зовут Петей, а мальчика в клетчатой рубашке — Ваней». Затем под этими картинками учитель раскладывает восемь отдельных карточек с напечатанными на них предложениями разной синтаксической сложности. Эти предложения представляют собой описание ситуаций, в которых субъектом действия является то Петя, то Ваня (активные и пассивные конструкции): Ваня нарисовал Петю. Ваню нарисовал Петя. Петю нарисовал Ваня. Ваня нарисован Петей. Петя нарисовал Ваню. Ваней нарисован Петя. Петей нарисован Ваня. Петя нарисован Ваней.
Далее учитель говорит: «Прочитай эти предложения. Положи отдельно те из них, где говорится о том, что рисовал Петя, и отдельно те, в которых говорится о том, что рисовал Ваня».
Примечание: Если ребенок не читает, используется дейктическая жестикуляция. Предложения читает учитель. Ребенок показывает пальцем, кто рисовал: Петя или Ваня.
Задание для углубленной диагностики.
«Покажи, где на картинке: — круг под квадратом; — квадрат над кругом; — круг на квадрате; — круг над квадратом».
Тест различения и выбора фонем.
Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 6 заданий для углубленной диагностики.
Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое — на состояние фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое — фонематического анализа и восьмое — фонематического синтеза.
Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение: отдельных звуков в ряду звуков (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, аффрикаты глухих и звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости с этой целью могут быть использованы дополнительные задания.
К моменту применения данного теста необходимо располагать данными о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение речевых звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом нередко возникают специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем. Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой системы.
Задание 1.
Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш, то подними руку. Слушай:
Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш».
После выполнения учеником этой части задания учитель продолжает инструкцию: «А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук 3′ (зъ). Слушай:
С’, Ц’, 3′, Т ‘, 3’ «.
И, наконец, учитель говорит: «Сейчас я снова буду называть различные звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук Ц. Слушай:
С, Ч, Т, Ц, С, Ц, Щ».
Примечание: Звуки Ш, 3′, Ц по два раза встречаются в заданных рядах звуков. Поэтому общее количество правильных ответов составляет шесть. Исходя из этого, предлагаются следующие нормы оценок.
Задание для углубленной диагностики.
«Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА». После того как ребенок дает ответ, учитель продолжает: «А теперь подними руку, если услышишь слог СЯ. Слушай:
ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, ТЯ».
Задание 2.
Перед ребенком на столе раскладываются 10 рисунков (см. ниже). Далее учитель говорит: «Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь особенно внимательным. Я буду показывать эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках».
Далее учитель называет следующие пары:
трава — дрова, уточка — удочка, крыша — крыса, мишка — мышка, бочки — почки.
Задание 3.
Учитель раскладывает на столе перед учеником представленные ниже картинки (за исключением двух картинок с домиками). В названиях предметов, которые изображены на этих картинках, содержится либо звук Д, либо звук Т. Далее учитель спрашивает: «Все ли предметы тебе известны?» Ребенок обычно отвечает утвердительно.
Затем учитель раскладывает еще две картинки: на первой изображен белый домик, на второй — черный. Учитель вновь обращается к ученику: «Положи возле белого домика картинки с изображением предметов, в названиях которых содержится звук Т, а возле черного домика — со звуком Д».
Задание 4.
Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук С. Помни, что этот звук может быть в начале слова, в середине, в конце».
Задание 5.
Вначале учитель просит ребенка написать на листочке слово
«сковородка».
Как правило, ученик отказывается это выполнить, ссылаясь на неумение хорошо писать. Учитель успокаивает его, говоря: «Ну что ж, тогда мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне продиктуешь сначала первый звук в слове, затем — второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные».
Затем учитель по очереди называет слова:
нос, паук, школа, палатка, сковородка.
Задание для углубленной диагностики.
«Назови первый и последний звук в слове
СЛОН».
Задание 6.
Перед ребенком на столе раскладываются четыре карточки (см. ниже). Учитель уточняет, знает ли ученик названия предметов, изображенных на них, просит назвать их. Затем, обращаясь к ученику, говорит: «Отбери из этих четырех картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове «ласточка».
Задание для углубленной диагностики.
«Отбери среди картинок ту, которая начинается со звука В».
Задание 7.
Учитель выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:
Ч Ш Ц Т
Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать. Далее учитель говорит: «Сейчас я произнесу одно слово — это слово «чашка». А ты отбери из этих четырех букв (Ш, Ч, Ц, Т) ту, которая соответствует первому звуку этого слова».
Задание для углубленной диагностики.
«Отбери из четырех букв ту, с которой начинается слово АИСТ».
О У А М
Задание 8.
Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков». (Звуки учителем произносятся с интервалом 4-5 секунд.)
Задание для углубленной диагностики.
«Скажи, какое слово получится из звуков, которые я произнесу». (Звуки произносятся с интервалом 2-3 секунды.)
«Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия предметов, изображенных на этих рисунках».
Источник
Логопедическое обследование детей и подростков (от 2 до 15 лет) материал по коррекционной педагогике
Составитель: Самойленко В. В.
учитель – логопед
МБДОУ д/с № 64
г. Таганрог
2019г.
Дифференциальная диагностика уровня актуального развития ребенка с отнесением его к определенной категории (группе) детей и выбор соответствующего выявленным возможностям ребенка вида образовательной программы является наиболее сложной диагностической задачей. Наиболее эффективно эта задача решается специалистами ПМПК в рамках комплексного обследования ребенка.
Цель комплексного обследования – выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка, определение путей развивающей и коррекционной работы, вида и формы обучения, адекватных возможностям ребенка.
Одним из этапов комплексного обследования ребенка является логопедическое обследование.
Цель логопедического обследования – выявление у детей нарушений в устной и/или письменной речи.
· определение адекватных условий обучения ребенка.
Логопедическое обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по- разному. Однако существуют общие принципы и подходы, определяющие последовательность проведения обследования:
· внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому (это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой);
· от продуктивных видов речевой деятельности – к рецептивным (исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь: письменные высказывания, сочинения);
· последовательность процедуры обследования – от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной (сначала исследуется объем и характер употребления языковых единиц, и только при наличии трудностей в их использовании переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве).
При проведении логопедического обследования детей для обеспечения объективной последующей оценки состояния ребенка соблюдаются следующие условия:
· создание в ходе всего обследования комфортности, установление эмоционального контакта с ребенком;
· предъявление в начале обследования задания повышенной трудности для создания ситуации успеха, вызывающей у ребенка желание дальнейшей работы с экспериментатором;
· четкое и доступное предъявление инструкции к заданиям.
В качестве критериев адекватности процедуры логопедического обследования ребенка выступают:
· доступность, результативность, успешность деятельности ребенка в процессе обследования с учетом необходимых мер помощи;
· своевременная компенсация состояния ребенка или прекращение обследования при возникновении по ходу обследования психосоматических, выраженных нейродинамических, невротических, психопатических или психотических расстройств;
· исключение неэтичных ситуаций при обследовании ребенка и сообщении родителям о результатах диагностики и рекомендаций по дальнейшему виду обучения;
· возникновение у родителей (законных представителей) доверия к логопеду, готовность воспринимать логопедическое заключение и следовать рекомендациям специалиста.
№
п/п
Компоненты речи и цель их обследования
Возрастные категории детей
Младший дошкольный возраст 2 – 4 года
Старший дошкольный возраст 5 – 7 лет
Младший школьный возраст 1 – 4 классы
Средний школьный возраст 5 – 9 классы
Методическое обеспечение логопедического обследования
1.
Связная речь
Выявить уровень сформированности связной речи ребенка
— «Расскажи стишок». Выясняется уровень развития связной речи;
— беседа по сюжетной картинке (ребенок отвечает на вопросы логопеда);
— рассказ знакомой сказки по опорным картинкам
— составление описательного рассказа по впечатлению, с опорой на объект или по картинке;
— составление повествовательного рассказа по впечатлению, по сюжетной картинке;
— составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок
— составление рассказа – описания по памяти;
— составление рассказа с опорой на картинку или серии сюжетных картинок
— беседа с ребенком;
— пересказ прочитанного рассказа
2.
Понимание речи
(речевой инструкции)
Выявить особенности понимания речи (речевой инструкции) ребенком
— «Покажи игрушку» (выбор из 3 – 4 игрушек);
— «Понимание слов» — ребенка просят показать определенную предметную картинку или предмет («Покажи куклу, мяч, чашку» и др.);
— выполнение поручений ребенком, включающих два взаимосвязанных действия («Найди и принеси сюда мяч»);
— «Слушаем рассказ» — выявление уровня понимания ребенком короткого рассказа
— показ ребенком находящихся перед ним или изображенных на картинках обиходных предметов;
— ответить на вопросы по содержанию небольшого рассказа или сказки (для выяснения понимания содержания»
— выполнение ребенком ряда словесных инструкций (простых – из одного звена и сложных – многозвеньевых);
— понимание значения предлогов (в, на, над, за, под, из) и наречий (позади, впереди, между). Ребенку предлагается выполнить инструкцию типа: Положи карандаш под книгу.
— понимание падежных окончаний. Инструкция: « Покажи ручкой тетрадь. Покажи линейкой ручку».
— понимание логико – грамматических конструкций;
— понимание связного текста: ребенку предлагается прослушать рассказ и ответить на вопросы
3.
Словарный запас
Выявить умение ребенка соотносить слово (как звуковой комплекс) с обозначаемым предметом, действием и правильно употреблять его в речи
— выясняется состояние предметного словаря по темам: «Игрушки», «Одежда», «Наше тело », игра «Что это такое?»;
— обследуется состояние глагольного словаря; — называние слов-действий (картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, моет, танцует, катается, кормит, прыгает, игра «Что делает?»);
— «Чье это?» — проверяется умение ребенка соотносить бытовые предметы и вещи с их владельцами;
— проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов. Набор разноцветных: красный, желтый, синий, зеленый, больших и маленьких кружков (мячей).
— работа с набором картинного материала: изображение предметов, действий, качеств, часто встречающихся в обиходе, но не очень распространенных; изображения целого предмета и его частей; изображение картинок с однородными предметами по тематическому признаку (одежда, игрушки, посуда и т.д.);
— называние предмета по описанию;
— употребление слов в речи: составление предложения с заданным словом, по предметной картинке, добавление одного – двух слов в незаконченное предложение
— исследование предметного, глагольного словаря, словаря признаков предмета, обобщающих понятий;
— употребление слов в речи: составление предложения или рассказа с заданными словами; добавление одного – двух слов в незаконченное предложение
— называние предмета по описанию;
— составление рассказа по серии сюжетных картинок;
— пересказ прочитанного рассказа
4.
Грамматический строй
Установить состояние сформированности грамматического строя речи
— «Расскажи» — ребенок самостоятельно рассказывает по сюжетной картинке или с помощью наводящих вопросов;
— «У кого кто?» — ребенку предлагается назвать детенышей животных с опорой на картинку.
— составление предложений из слов в начальной форме;
— добавление предлогов в предложение;
— «Назови ласково» -образование уменьшительной формы существительных;
— образование мн.ч. существительных в И.п. и Р.п.;
— употребление предлогов ребенком
— выявление типов употребляемых предложений: ребенку предлагаются предметные картинки, по которым он может составить предложения различных конструкций: простые, простые распространенные и т.д.;
— употребление имен существительных в разных падежах: по предъявленным картинкам ребенка просят ответить на вопросы. Например: Чем девочка кушает суп? (Ложкой.) Кого девочка увидела? (Маму, подругу.)
— употребление ребенком предлогов в самостоятельной речи: ответы на вопросы типа: «Где лежит карандаш? Откуда ты взял карандаш?»; составление по картинкам предложений с использованием сложных предлогов;
— согласование существительных с прилагательными, числительными в роде, числе, падеже (ребенку предъявляются картинки, изображающие различные признаки предметов, а так же несколько однородных предметов – пять яблок, два дома, три дерева и др.;
— образование множественного числа от существительных в единственном числе и наоборот
5.
Звукопроизношение
Слоговая структура слов
Выявление возможных дефектов звукопроизношения (отсутствие, искажение, замена звука) и состояния слоговой структуры слов
— «Назови, что нарисовано на каждой картинке» —
при обследовании произношения отдельных звуков детям предлагаются звуки раннего онтогенеза:
гласные: а, и, у, о;
согласные: м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х;
йотированные: я, ю, е, ё;
мягкие согласные: «сь», «зь», «ль».
— «Повтори за мной» — выясняется умение ребенка произносить слова различной слоговой структуры. Слова даются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет за логопедом двух- и трехсложные слова с открытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечением согласных в середине слова.
— ребенок самостоятельно называет предметы, изображенные на предметных картинках;
— повторение слов за логопедом;
— изолированное воспроизведение звука;
— повторение одного – двух предложений со словами, максимально насыщенными проверяемым звуком;
— самостоятельное и отраженное произношение слов различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков
— повторение одного — двух предложений со словами, максимально насыщенными проверяемым звуком;
— самостоятельное и отраженное произношение слов различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков
6.
Фонематический слух
Выявление умения дифференцировать звуки речи
— «Покажи, кто как голос падает». Проверяется слуховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний (с опорой на предметную картинку);
— «Дай картинку» — выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.
— определить звук среди других звуков, как различных, так и близких по звучанию;
— повторить слоговые сочетания (для детей младше 5,5 лет предлагается прослушать и воспроизвести 2 слога, для детей старше 5,5 лет – 3 слога);
— дифференцировать слова, состоящие из акустически и артикуляторно близких звуков;
— придумать слова с определенным звуком;
— отобрать картинки с заданным звуком
7.
Письмо
Выявить готовность ребенка к письму и способность ориентироваться в тетради
Выявить специфические ошибки, обусловленные несформированностью устной речи
Выявить уровень практического осознания элементов речи (дифференциация понятий «звук – слог – слово – предложение»)
— соединить две – три точки;
— обвести клетку на листе бумаги в клетку;
— написать печатные буквы А, П, М по опорным точкам и без них (для тех, кто знает буквы);
— выделить строку и провести карандашом по всей её длине;
— повторить предложение из 2 – 3 слов, выделить в нем отдельные слова, указать количество и порядок слов;
— выделить первый и последующий звуки в слове;
— сложить из разрезной азбуки слова типа: рама, дом, мак и др. (если ребенок знает буквы)
— анализ письменных работ ребенка;
— анализ результатов списывания и письма под диктовку во время обследования;
— анализ результатов самостоятельной письменной речи (мини – сочинение);
— пробы на языковой и звукобуквенный анализ, требующие определить количество слов в предложении, количество слогов, звуков в слове и т.д.
8.
Чтение
Определить на каком этапе усвоения навыка чтения находится ребенок.
Выявить ошибки допускаемые ребенком при чтении
— проверка знания букв;
— проверка умения чтения слогов, слов
— чтение связного текста;
— чтение предложений;
— чтение слов;
— чтение слогов;
— чтение отдельных букв;
— пересказ прочитанного текста (повтор прочитанного предложения);
— ответы на вопросы по тексту
— чтение связного текста;
— чтение предложений;
— чтение слов;
— пересказ прочитанного текста (повтор прочитанного предложения);
— ответы на вопросы по тексту
9.
Артикуляционный аппарат
Выявление возможных аномалий строения и подвижности органов артикуляции (челюсти, зубы, небо, язык, губы)
— осмотр ротовой полости;
— ребенку предлагается воспроизвести на основе показа или речевой инструкции основные движения языка, губ, мягкого неба
1. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. – М.: Айрис Пресс, 2005.
2. Методы обследования речи детей /Под редакцией Чиркиной Г. В. – М.: Аркти, 2010.
3. Психолого – педагогическая диагностика / Под редакцией Стребелевой Е. А. – М.:1991.
4. Волкова Г. А. Методика психолого – педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005.
Источник