Речевое обследование ребенка 9 лет

Диагностика развития речи у детей от 6 до 10 лет. Методика Эббингауза — 7 Мая 2013

Речевое обследование ребенка 9 лет

Методика Эббингауза.

Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций.
Инструкция: «Вставьте пропущенные слова».

Инструкция: «Расставь точки».

Анализ результатов: Фиксируются скорость нахождения и продуктивность ассоциаций.

Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).

Данная методика используется для определения уровня развития понимания грамматических конструкций.

Задание 1.

1. «Послушай, что я тебе прочитаю, и расскажи».
2. «Прочитай и перескажи».

                                    Галка и голубь.

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.
Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочъи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже ее не приняли.

                                 Муравей и голубка.

Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся. 
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

                                   Умная галка.                     

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.

                                Самые красивые.

Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:
— Вы не видели моих птенцов?
— А какие они?
— Самые красивые!

Анализ результатов: учитывается понимание последовательности событий, общего и скрытого смысла.

Задание 2.

Обращаясь к ребенку, учитель говорит: «Слушай внимательно. Я буду называть по несколько слов. Составь из каждого набора по несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно или несколько слов».

Наборы слов:

1. Девочка, альбом, рисунок.
2. Ребенок, чашка, молоко.
3. Из, клетки, чиж.
4. Саша, лыжах, катается, на.

Шкала оценивания.

Количество правильно составленных предложений

Оценка

4 и более

5

3

4

2

3

1

2

1

Задание для углубленной диагностики.

«Прослушай ряд слов и составь из них предложения».

1. В, поют, хоре, девочки.
2. Пассажиры, трамвая, выходят.

Задание 3.

Перед ребенком на столе выкладываются две карточки с рисунками:

Учитель говорит: «Мальчика в белой рубашке зовут Петей, а мальчика в клетчатой рубашке — Ваней». Затем под этими картинками учитель раскладывает восемь отдельных карточек с напечатанными на них предложениями разной синтаксической сложности. Эти предложения представляют собой описание ситуаций, в которых субъектом действия является то Петя, то Ваня (активные и пассивные конструкции): Ваня нарисовал Петю. Ваню нарисовал Петя. Петю нарисовал Ваня. Ваня нарисован Петей. Петя нарисовал Ваню. Ваней нарисован Петя. Петей нарисован Ваня. Петя нарисован Ваней.

Далее учитель говорит: «Прочитай эти предложения. Положи отдельно те из них, где говорится о том, что рисовал Петя, и отдельно те, в которых говорится о том, что рисовал Ваня».

Примечание: Если ребенок не читает, используется дейктическая жестикуляция. Предложения читает учитель. Ребенок показывает пальцем, кто рисовал: Петя или Ваня.

Задание для углубленной диагностики.

«Покажи, где на картинке: — круг под квадратом; — квадрат над кругом; — круг на квадрате; — круг над квадратом».

Тест различения и выбора фонем.

Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 6 заданий для углубленной диагностики.
Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое — на состояние фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое — фонематического анализа и восьмое — фонематического синтеза.

Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение: отдельных звуков в ряду звуков (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, аффрикаты глухих и звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости с этой целью могут быть использованы дополнительные задания.

К моменту применения данного теста необходимо располагать данными о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение речевых звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом нередко возникают специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем. Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой системы.

Задание 1.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш, то подними руку. Слушай:

Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш».

После выполнения учеником этой части задания учитель продолжает инструкцию: «А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук 3′ (зъ). Слушай:

С’, Ц’, 3′, Т ‘, 3’ «.

И, наконец, учитель говорит: «Сейчас я снова буду называть различные звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук Ц. Слушай:

С, Ч, Т, Ц, С, Ц, Щ».

Примечание: Звуки Ш, 3′, Ц по два раза встречаются в заданных рядах звуков. Поэтому общее количество правильных ответов составляет шесть. Исходя из этого, предлагаются следующие нормы оценок.

Читайте также:  Как научить ребенка готовить в 9 лет

Задание для углубленной диагностики.

«Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА». После того как ребенок дает ответ, учитель продолжает: «А теперь подними руку, если услышишь слог СЯ. Слушай:

ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, ТЯ».

Задание 2.

Перед ребенком на столе раскладываются 10 рисунков (см. ниже). Далее учитель говорит: «Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь особенно внимательным. Я буду показывать эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках».

Далее учитель называет следующие пары:

трава — дрова, уточка — удочка, крыша — крыса, мишка — мышка, бочки — почки.

Задание 3.

Учитель раскладывает на столе перед учеником представленные ниже картинки (за исключением двух картинок с домиками). В названиях предметов, которые изображены на этих картинках, содержится либо звук Д, либо звук Т. Далее учитель спрашивает: «Все ли предметы тебе известны?» Ребенок обычно отвечает утвердительно.

Затем учитель раскладывает еще две картинки: на первой изображен белый домик, на второй — черный. Учитель вновь обращается к ученику: «Положи возле белого домика картинки с изображением предметов, в названиях которых содержится звук Т, а возле черного домика — со звуком Д».

Задание 4.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук С. Помни, что этот звук может быть в начале слова, в середине, в конце».

Задание 5.

Вначале учитель просит ребенка написать на листочке слово

«сковородка».

Как правило, ученик отказывается это выполнить, ссылаясь на неумение хорошо писать. Учитель успокаивает его, говоря: «Ну что ж, тогда мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне продиктуешь сначала первый звук в слове, затем — второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные».

Затем учитель по очереди называет слова:

нос, паук, школа, палатка, сковородка.

Задание для углубленной диагностики.

«Назови первый и последний звук в слове

СЛОН».

Задание 6.

Перед ребенком на столе раскладываются четыре карточки (см. ниже). Учитель уточняет, знает ли ученик названия предметов, изображенных на них, просит назвать их. Затем, обращаясь к ученику, говорит: «Отбери из этих четырех картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове «ласточка».

Задание для углубленной диагностики.

«Отбери среди картинок ту, которая начинается со звука В».

Задание 7.

Учитель выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:

Ч Ш Ц Т

Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать. Далее учитель говорит: «Сейчас я произнесу одно слово — это слово «чашка». А ты отбери из этих четырех букв (Ш, Ч, Ц, Т) ту, которая соответствует первому звуку этого слова».

Задание для углубленной диагностики.

«Отбери из четырех букв ту, с которой начинается слово АИСТ».

О У А М

Задание 8.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков». (Звуки учителем произносятся с интервалом 4-5 секунд.)

Задание для углубленной диагностики.

«Скажи, какое слово получится из звуков, которые я произнесу». (Звуки произносятся с интервалом 2-3 секунды.)

«Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия предметов, изображенных на этих рисунках».

Источник

Логопедическое обследование детей и подростков (от 2 до 15 лет) материал по коррекционной педагогике

                                                                                                                                         Составитель:  Самойленко В. В.

                                                                                                                                                                 учитель – логопед

                                                                                                                                                               МБДОУ д/с № 64

г. Таганрог

2019г.

   Дифференциальная диагностика уровня актуального развития ребенка с отнесением его к определенной категории (группе) детей и выбор соответствующего выявленным возможностям ребенка вида образовательной программы является наиболее сложной диагностической задачей. Наиболее эффективно эта задача решается специалистами ПМПК в рамках комплексного обследования ребенка.

Читайте также:  Симптомы сахарного диабета у ребенка 9 лет

   Цель комплексного обследования – выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка, определение путей развивающей и коррекционной работы, вида и формы обучения,  адекватных возможностям  ребенка.

   Одним из этапов комплексного обследования ребенка является логопедическое обследование.

Цель логопедического обследования – выявление у детей нарушений в устной и/или письменной речи.

·       определение адекватных условий обучения ребенка.

   Логопедическое обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по-    разному. Однако существуют общие принципы и подходы, определяющие последовательность проведения обследования:

·       внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому (это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой);

·       от продуктивных видов речевой деятельности – к рецептивным (исходя из данного принципа,  в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь: письменные высказывания, сочинения);

·       последовательность процедуры обследования – от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной (сначала исследуется объем и характер употребления языковых единиц, и только при наличии трудностей в их использовании переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве).

   При проведении логопедического обследования детей для обеспечения объективной последующей оценки состояния ребенка соблюдаются следующие условия:

·       создание в   ходе всего обследования комфортности, установление эмоционального контакта с ребенком;

·       предъявление в начале обследования задания повышенной трудности для создания ситуации успеха, вызывающей у ребенка желание дальнейшей работы с экспериментатором;

·       четкое и доступное предъявление инструкции к заданиям.

   В качестве критериев адекватности процедуры логопедического обследования ребенка выступают:

·     доступность, результативность, успешность деятельности ребенка в процессе обследования с учетом необходимых мер помощи;

·     своевременная компенсация состояния ребенка или прекращение обследования при возникновении по ходу обследования психосоматических, выраженных нейродинамических, невротических, психопатических или психотических расстройств;

·     исключение неэтичных ситуаций при обследовании ребенка и сообщении родителям о результатах диагностики и рекомендаций по дальнейшему виду обучения;

·     возникновение у родителей (законных представителей) доверия к логопеду, готовность воспринимать логопедическое заключение и следовать рекомендациям специалиста.

п/п

Компоненты  речи и цель их обследования

Возрастные категории детей

Младший дошкольный возраст 2 – 4 года

Старший дошкольный возраст 5 – 7 лет

Младший школьный возраст 1 – 4 классы

Средний школьный возраст 5 – 9 классы

Методическое обеспечение логопедического обследования

1.

Связная речь

Выявить уровень сформированности связной речи ребенка

— «Расскажи стишок». Выясняется уровень развития связной речи;

— беседа по сюжетной картинке (ребенок отвечает на вопросы логопеда);

— рассказ знакомой сказки по опорным картинкам

— составление описательного рассказа по впечатлению, с опорой на объект или по картинке;

— составление повествовательного рассказа по впечатлению, по сюжетной картинке;

— составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок

— составление рассказа – описания по памяти;

— составление рассказа с опорой на картинку или серии сюжетных картинок

— беседа с ребенком;

— пересказ прочитанного рассказа

2.

Понимание речи

(речевой инструкции)

Выявить особенности понимания речи (речевой инструкции) ребенком

— «Покажи игрушку» (выбор из 3 – 4 игрушек);

— «Понимание слов» — ребенка просят показать определенную предметную картинку или предмет  («Покажи куклу, мяч, чашку» и др.);

— выполнение поручений ребенком, включающих два взаимосвязанных действия («Найди и принеси сюда мяч»);

— «Слушаем рассказ» — выявление уровня понимания ребенком короткого рассказа

— показ ребенком находящихся перед ним или изображенных на картинках обиходных предметов;

— ответить на вопросы по содержанию небольшого рассказа или сказки (для выяснения понимания содержания»

— выполнение ребенком ряда словесных инструкций (простых – из одного звена и сложных – многозвеньевых);

— понимание значения предлогов (в, на, над, за, под, из) и наречий (позади, впереди, между). Ребенку предлагается выполнить инструкцию типа: Положи карандаш под книгу.

— понимание падежных окончаний. Инструкция: « Покажи ручкой тетрадь. Покажи линейкой ручку».

— понимание логико – грамматических конструкций;

— понимание связного текста: ребенку предлагается прослушать рассказ и ответить на вопросы

3.

Словарный запас

Выявить умение ребенка соотносить слово (как звуковой комплекс) с обозначаемым предметом, действием и правильно употреблять его в речи

— выясняется состояние предметного словаря по темам:  «Игрушки»,  «Одежда», «Наше тело », игра «Что это такое?»;

— обследуется состояние глагольного словаря; — называние слов-действий (картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, моет, танцует, катается, кормит, прыгает, игра «Что делает?»);

— «Чье это?» — проверяется умение ребенка соотносить бытовые предметы и вещи с их владельцами;

— проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов. Набор разноцветных: красный, желтый, синий, зеленый, больших и маленьких кружков (мячей).

— работа с набором картинного материала:  изображение предметов, действий, качеств, часто встречающихся в обиходе, но не очень распространенных;  изображения целого предмета и его частей; изображение картинок с однородными предметами по тематическому признаку (одежда, игрушки, посуда и т.д.);

— называние предмета по описанию;

— употребление слов в речи: составление предложения с заданным словом, по предметной картинке, добавление одного – двух слов в незаконченное предложение

— исследование предметного, глагольного словаря, словаря признаков предмета, обобщающих понятий;

— употребление слов в речи: составление предложения или рассказа с заданными словами; добавление одного – двух слов в незаконченное предложение

— называние предмета по описанию;

— составление рассказа по серии сюжетных картинок;

— пересказ прочитанного рассказа

4.

Грамматический строй

Установить состояние сформированности грамматического строя речи

Читайте также:  Ребенок 9 лет плохо растет что делать

— «Расскажи» — ребенок самостоятельно рассказывает по сюжетной картинке или с помощью наводящих вопросов;

— «У кого кто?» — ребенку предлагается назвать детенышей животных с опорой на картинку.

— составление предложений из слов в начальной форме;

— добавление предлогов в предложение;

— «Назови ласково» -образование уменьшительной формы существительных;

— образование мн.ч. существительных в И.п. и Р.п.;

— употребление предлогов ребенком

— выявление типов употребляемых предложений: ребенку предлагаются предметные картинки, по которым он может составить предложения различных конструкций: простые, простые распространенные и т.д.;

— употребление имен существительных в разных падежах: по предъявленным картинкам ребенка просят ответить на вопросы. Например: Чем девочка кушает суп? (Ложкой.) Кого девочка увидела? (Маму, подругу.)

— употребление ребенком предлогов в самостоятельной речи: ответы на вопросы типа: «Где лежит карандаш? Откуда ты взял карандаш?»; составление по картинкам предложений с использованием сложных предлогов;

— согласование существительных с прилагательными, числительными в роде, числе, падеже (ребенку предъявляются картинки, изображающие различные признаки предметов, а так же несколько однородных   предметов – пять яблок, два дома, три дерева и др.;

— образование множественного числа от существительных в единственном числе и наоборот

5.

Звукопроизношение

Слоговая структура слов

Выявление возможных дефектов звукопроизношения (отсутствие, искажение, замена звука) и состояния слоговой структуры слов

— «Назови, что нарисовано на каждой картинке» —

при обследовании произношения отдельных звуков детям предлагаются звуки раннего онтогенеза:

гласные: а, и, у, о;

согласные:  м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х;

йотированные: я, ю, е, ё;

мягкие согласные: «сь», «зь», «ль».

— «Повтори за мной» — выясняется умение ребенка произносить слова различной слоговой структуры. Слова даются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет за логопедом двух- и трехсложные слова с открытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечением согласных в середине слова.

— ребенок самостоятельно называет предметы, изображенные на предметных картинках;

— повторение слов за логопедом;

— изолированное воспроизведение звука;

— повторение одного – двух предложений со словами, максимально насыщенными проверяемым звуком;

— самостоятельное и отраженное произношение слов различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков

— повторение одного — двух предложений со словами, максимально насыщенными проверяемым звуком;

— самостоятельное и отраженное произношение слов различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков

6.

Фонематический слух

Выявление умения дифференцировать звуки речи

— «Покажи, кто как голос падает». Проверяется слуховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний (с опорой на предметную картинку);

— «Дай картинку» — выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.

— определить звук среди других звуков, как различных, так и близких по звучанию;

— повторить слоговые сочетания (для детей младше 5,5 лет предлагается прослушать и воспроизвести 2 слога, для детей старше 5,5 лет – 3 слога);

— дифференцировать слова, состоящие из акустически и артикуляторно близких звуков;

— придумать слова с определенным звуком;

— отобрать картинки с заданным звуком

7.

Письмо

Выявить готовность ребенка к письму и способность ориентироваться в тетради

Выявить специфические ошибки, обусловленные несформированностью устной речи

Выявить уровень практического осознания элементов речи (дифференциация понятий «звук – слог – слово – предложение»)

— соединить две – три точки;

— обвести клетку на листе бумаги в клетку;

— написать печатные буквы А, П, М по опорным точкам и без них (для тех, кто знает буквы);

— выделить строку и провести карандашом по всей её длине;

— повторить предложение из 2 – 3 слов, выделить в нем отдельные слова, указать количество и порядок слов;

— выделить первый и последующий звуки в слове;

— сложить из разрезной азбуки слова типа: рама, дом, мак и др. (если ребенок знает буквы)

— анализ письменных работ ребенка;

— анализ результатов списывания и письма под диктовку во время обследования;

— анализ результатов самостоятельной письменной речи (мини – сочинение);

— пробы на языковой и звукобуквенный анализ, требующие определить количество слов в предложении, количество слогов, звуков в слове и т.д.

8.

Чтение

Определить на каком этапе усвоения навыка чтения находится ребенок.

Выявить ошибки допускаемые ребенком при чтении

— проверка знания букв;

— проверка умения чтения слогов, слов

— чтение связного текста;

— чтение предложений;

— чтение слов;

— чтение слогов;

— чтение отдельных букв;

— пересказ прочитанного текста (повтор прочитанного предложения);

— ответы на вопросы по тексту

— чтение связного текста;

— чтение предложений;

— чтение слов;

— пересказ прочитанного текста (повтор  прочитанного предложения);

— ответы на вопросы по тексту

9.

Артикуляционный аппарат

Выявление возможных аномалий строения и подвижности органов артикуляции (челюсти, зубы, небо, язык, губы)

 — осмотр ротовой полости;

— ребенку предлагается воспроизвести на основе показа или речевой инструкции основные движения языка, губ, мягкого неба

1. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. – М.: Айрис Пресс, 2005.

2. Методы обследования речи детей /Под редакцией Чиркиной Г. В. – М.: Аркти, 2010.

3. Психолого – педагогическая диагностика / Под редакцией Стребелевой Е. А. – М.:1991.

4. Волкова Г. А. Методика психолого – педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005.

Источник