Как правильно развивать речь у ребенка 6 лет

Особенности физического развития ребенка в 6 лет

Последнее обновление статьи: 13.05.2019

Некоторые родители очень расстраиваются, когда наблюдают невнятную речь у своего 6-тилетнего ребенка. Папа и мама порой впадают в настоящую панику, когда их чадо не вписывается в нормы развития, но ведь не стоит забывать о том, что каждый малыш — индивидуальность. Все дети разные, один с легкостью может выучить длинное стихотворение, другому на это понадобится много терпения и времени, у кого-то нет проблем в речи, а другой ребенок с трудом произносит некоторые слова.

Поэтому не нужно паниковать, сначала необходимо четко определить проблему и уделять ей как можно больше времени. Существует специальные упражнения, множество простых игр и различных методик по исправлению недостатков в речи. Можно обратиться к специалистам: логопеду или дефектологу, а можно постараться и самостоятельно устранить проблему. Прежде чем приступить к упражнениям для говорения, необходимо понять особенности речевого развития у дошкольников.

Особенности произношения у детей 6 лет

Естественно, любому родителю хочется, чтобы к школе его чадо было полностью подготовлено, это же касается и правильного произношения слов. Порой учителю сложно разобрать, что говорит ученик, подобная ситуация может осложнить процесс обучения. Поэтому одной из главных стадий подготовки к школе должна быть его общеречевая подготовка. Родителям необходимо понимать, что процесс развития речи начинается с самого первого дня жизни ребенка до начала учебы в школе, здесь навыки говорения совершенствуются до 14-15 лет.

Необходимо научить дошкольника произносить слова неосознанно и спонтанно, для этого нужно научить свое чадо чувствовать, наблюдать за другими говорящими, слышать и слушать. Также необходимо создать для ребенка те условия, чтобы он пользовался своими чувствами и эмоциями, умел выражать языком то, что он чувствует в данный момент.

Развитие речи обусловлено следующими способностями:

  • управлять лицевыми мускулами;
  • понимать значения произносимых слов;
  • запоминать устойчивые словосочетания.

Общеречевая подготовка включает в себя не только навык устной речи, но и обучение детей восприятию и пониманию произносимых слов (аудирование).

Однако существует ряд проблем, которые не позволяют 5-6-летнему ребенку четко произносить слова, а также понимать смысл речи говорившего.

Проблемы речевого развития

У дошкольников существует ряд проблем, которые затрудняют четкое произношение:

  1. Логоневроз, т.е. простое заикание. Специалисты отмечают тот факт, что в современном мире становится все больше детей, страдающих заиканием. По мнению некоторых логопедов, нынешний ритм жизни, большое количество гаджетов, перегруженность новой информацией, пониженный иммунитет влияют на чистоту произношения слов у детишек 5-6 лет. Считается, что логоневроз начинает проявляться в 2-3-летнем возрасте, когда малыш только начинает строить свои первые предложения. Родителям стоит знать, что в домашних условиях детское заикание не лечится, здесь необходима совместная работа невролога и логопеда. При чем важно время обращения к специалистам, если в течение 6 месяцев после обнаружения проблемы папа и мама обращаются к специалисту, то заикание устраняется без ремиссии. Однако часто логоневроз со временем возвращается.
  2. Алалия, т.е. задержка в развитии речи. Данная проблема замечается у детей с нарушением работы некоторых участков головного мозга. Алалия не означает, что у ребенка есть задержка общего интеллектуального и психического развития, однако необходимо понимать, что неумение правильно и четко говорить может отразиться на процессе обучения и успеваемости по сравнению со своими сверстниками.Родителям на заметку: если 3-хлетний малыш ограничивается произнесением не более десятка слов, то его в обязательном порядке необходимо показать специалисту. При данной проблеме играет время, чем дольше мама оттягивает с посещением логопеда, тем сложнее пройдет процесс исправления проблемы.
  1. Дислалия, т.е. недостаток звуковоспроизведения, в простонародье называется картовость. Считается абсолютной нормой, когда малыши 3-4 лет не могут произносить шипящие или свистящие звуки, а также «р», «л» и пр., ведь в данном возрасте крохи только осваивают умение говорить. А вот у дошкольников невыговаривание отдельных звуков уже не является нормой, чаще всего данный недостаток связан с недостаточно подвижным языком. Обычно проблема устраняется простейшей операцией: подрезанием уздечки под языком. Хотя сейчас считается, что при дислалии достаточно использовать специальные упражнения, развивающие подвижность языка.
  2. Ринолалия, т.е. гнусавость. Данный недостаток обусловлен особенностями строения речевого аппарата человека, либо наличия наростов в носовых проходах. При обнаружении гнусавости у своего ребенка, родителям необходимо обратиться к логопеду и отоларингологу, только при их совместной работе можно решить подобную проблему.
  3. Дизартрия — это редкая врожденная патология, при которой человек не может контролировать лицевые мышцы, а также движение речевого аппарата. Заболевание требует серьезного и комплексного лечения.
  4. Аграмматизм — ситуация, когда малыш может путать окончания слов, предлоги, в при данной проблеме дошкольник не может в полной мере выражать свои мысли. Данное явление не является заболеванием, скорее всего происходит родительский недосмотр, если мама или папа недостаточно уделяют время общению с ребенком, коверкают произношение слов в разговоре с малышом (сюсюкают, подражают детскому лепету), то и развитие речи у детей также тормозится. Устранить данную проблему можно как в домашних условиях, так при помощи занятий с логопедом.
  5. Задержка психического развития. Данная серьезная проблема носит комплексный характер, могут наблюдаться небольшой словарный запас, аграмматизм, дислалия, одновременно у таких малышей наблюдается невозможность составления связного рассказа. В данном случае помимо логопеда родителям необходимо обратиться к психологу, неврологу и другим специалистам.

Каждая проблема в задержки развития речи малышей 6 лет — индивидуальна, однако вместе с врачами папа и мама могут также участвовать в формировании правильного говорения ребенка. Существуют множество методик и специальных упражнений, с помощью которых родители могут самостоятельно заниматься со своим чадом.

Дыхательные упражнения

Если дошкольник говорит плохо, то первое, с чего нужно начинать при формировании правильного говорения, является постановка дыхания. Правильное дыхание поможет ребенку произносить все слова плавно, неторопливо, с легкостью проговаривать любые, даже сложные звуки. От дыхания зависит многое, например, если малыш во время разговора недоговаривает какой-либо звук, то его будет довольно сложно понять. Как ни странно, но, во-первых, кроху необходимо научить правильно дуть. Существует несколько легкий и веселых игр, во время которых малышу 6-ти лет будет не только полезно, но и весело проводить время.

  1. Мыльные пузыри. Дети просто обожают надувать пузыри, поэтому эти упражнения малыш будет выполнять с удовольствием. Целью является развитие мышц губ и умения плавно и сильно дышать. Чтобы усложнить задачу, необходимо не только надуть мыльный пузырь, но и воздушной струей не давать ему спуститься вниз.
  2. «Дуем на горячий чай». Достаточно просто заварить чашечку чая и попросить остудить напиток с помощью собственного дыхания.
  3. Пузырь. Это простейшая игра состоит в следующем, взрослый должен попросить ребенка изобразить пузырь, приговаривая: «Надувайся пузырь большой-пребольшой», а потом после фразы «Лопнул», малыш должен произнести звук «С», имитируя выходящий воздух.
  4. Листики. Родителям необходимо вырезать из бумаги листочки, привязать к ним нитку и подвесить, теперь нужно показать дошкольнику, как дуть на листики, чтобы они начали колыхаться, как на ветру.
  5. Кубики. Данное упражнение поможет развить диафрагмальное дыхание. Здесь нужна совместная игра детей и родителей. Оба ложатся на спину, кладут себе на живот кубик и стараются с помощью дыхания (вход и выдох только через нос), как можно выше поднять свой кубик.
  6. Воздушный футбол. Необходимо скатать небольшие комочки ваты, соорудить маленькие ворота, теперь нужно струей воздуха загонять маленькие мячики в ворота.
  7. Бабочка. Можно купить небольшую и легкую бабочку, привязать ее на ниточку, теперь с помощью воздушной струи необходимо заставить бабочки взлететь.
  8. Снежинки. Нужно вырезать из бумаги небольшую снежинку, положить ее на ладонь и показать малышу, как ее правильно сдуть с ладони. Главное, чтобы вдох был через нос, а выдох происходил через рот.
  9. Змейка. Заинтересовать ребенка можно еще одной игрой для проработки шипящих звуков. Игра проводится на ковре, ее смысл состоит в длительном произношении звука «Ш». Мама говорит: «Давай превратимся в змей! Вылезли змейки из своих нор и греются на солнышке! Змейкам нравится греться, они шипят от удовольствия! Ш-Ш-Ш-Ш». Необходимо постараться, чтобы малыш побольше набрал воздуха в легкие и дольше произносил звук. При шипении дополнительно вдох делать нельзя.
  10. И, конечно, прекрасным для развития дыхание у детей 5-6 лет будет простое надувание воздушных шариков.
Читайте также:  Ребенок 6 лет уписивается ночью

Артикуляционная гимнастика

Далее для постановки речи необходимо приступить к артикуляционной разминке, она включает в себя несколько несложных упражнений, которые помогут дошкольнику лучше управлять мышцами лица и речевым аппаратом.

  • Губы. Необходимо плотно сжать губы, вытянуть их вперед и зафиксировать данное положение. Не размыкая губ, ребенок должен улыбнуться. Повторить еще 2-3 раза.
  • Щечки. Отличное упражнение для проработки лицевых мышц у детей 6-ти лет. Малыш садится на ковер и поочередно надувает щеки, перемещая воздух из одной щечки в другую. Потом необходимо сильно надуть обе щеки. Повторить 5-6 раз.
  • Хомяк. При данной ролевой игре необходимо набрать воздух в рот и имитировать движения щек, как у жующего хомячка. Набрать воздух в обе щеки и перегонять его вверх и вниз, не делая дополнительных вздохов.
  • Маятник. Следующее упражнение поможет управлять не только лицевыми мышцами, но и языком. Губы плотно сомкнуты. Нужно провести языком сначала по верхнему ряду зубов, потом по нижнему ряду. Необходимо постараться провести по всем зубам.
  • Сластена. Мама говорит: «М-м-м! Сколько сладкого!» Сначала ребенку нужно поочередно провести кончиком языка по верхней и нижней губе. Потом малышу нужно нижней губой накрыть верхнюю, затем облизать верхнюю губу. То же самое проделать с нижней губой. Повторить несколько раз.
  • Верблюд. Следующее забавное упражнение направлено на укрепление челюстных мышц. Губы плотно сомкнуты. Необходимо вращать нижней челюстью, имитируя жевательные движения верблюда.
  • Ковшик. Необходимо открыть рот, улыбнуться, высунув при этом язык. Язык стараться сделать лодочкой. Положение фиксируется. Мама в это время должна считать от 1 до 10. Нужно строго следить за тем, чтобы была неподвижна челюсть, и губы не заходили за границу зубов.
  • Часы. Необходимо открыть рот и кончиком языка проводить от одного уголка рта к другому. Проделывать данную гимнастику в течение 1-2 минут.
  • Присоска. Нужно попросить ребенка громко почмокать, для этого ему необходимо всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбросить ее, раскрыв широко рот. Затем сделать наоборот: нижнюю губу всосать под верхнюю.
  • Лопаточка. Нужно открыть рот, губы растянуты в улыбке. Положить переднюю часть языка на нижнюю губу, удерживать данное положение. Маме необходимо следить, чтобы губы не напрягались, также нельзя широко улыбаться, чтобы нижняя губа ребенка не подворачивалась. Язык тоже не должен быть слишком высунутым, только прикрывать нижнюю губу. Боковушки языка касаются уголков рта. Кажется, что упражнение довольно сложное, но, если строго следовать инструкции, все получится.

Работа над дикцией

Правильная дикция, т.е. четкое и внятное произношение каждого из звуков, слов, начинает формироваться у ребенка постепенно, это происходит одновременно с совершенствованием самого речевого аппарата. Часто у детей 5-6 лет наблюдаются проблемы с дикцией, однако неясная речь может повлиять на будущий процесс обучения.

Плохая дикция у 6-ти летнего может серьезно повлиять и на поведение дошкольника в обществе: из-за смазанной речи малыш становит замкнутым, его поведение может сопровождаться приступами агрессии, т.к. многие люди просто не могут понять его произношение. Вследствие чего падает его желание познавать окружающий мир.

Вот почему родителям крайне важно, как можно раньше выявить проблемы с дикцией у своего чада, и своевременно обратиться к специалисту, а также в домашних условиях проводить с ребенком специальную гимнастику. Существует несколько способов постановки правильной дикции у детей 5-6 лет.

Во-первых, самым распространенным упражнением для постановки правильной речи являются скороговорки. Для начала родителям необходимо прогововаривать небольшие и несложные предложения. Чтобы ребенок сам простукивал себе ритм. Разучивание любых скороговорок должно проводиться в игровой форме. Да, учить данные словосочетания непросто, но существует ряд простых правил и действий, следуя которым можно добиться прекрасных результатов в поставке четкой дикции у дошкольника:

  1. в самом начале родителям необходимо постараться вместе с ребенком произносить скороговорку;
  2. произношение должно быть медленным и четким, по слогам;
  3. необходимо уделять внимание правильному произношению всех звуков;
  4. нужно объяснить смысл данной скороговорки, детям легче запоминать то, смысл чего они хорошо понимают;
  5. как только скороговорка выучена наизусть, ее нужно произнести без голоса, работают только губы, зубы и язык;
  6. потом слова проговариваются шепотом, с каждым разом темп говорения становится выше, голос громче.

Вот несколько простых скороговорок, которые прекрасно подойдут для поставки дикции у детей дошкольного возраста:

  • Синичка, синичка — воробью сестричка;
  • Чудак под диванчик прячет чемоданчик;
  • Кощея щами не угощают.
Читайте также:  Работа психолога с ребенком 6 лет

Помимо произношения скороговорок существует ряд упражнений, помогающий поставить четкую дикцию. Вот одно из них: гимнастика проводится на ковре, необходимо сделать вдох. И следом за одним из родителей произнести одну и ту же фразу с различной интонацией: вопрос, восклицание, повествование. Все гласные звуки пропеваются. Прекрасно, если мама или папа умеют играть на пианино, используя музыку, пропевать звуки намного легче.

Упражнение «Горка». Необходимо, взбираясь на горку, высоко произносить звуки, а скатываясь — низко. Например, ноооо-оооон, роооо-оооор, наааа-аааан и т.д.

Развитие слухового понимания

Чтобы речь ребенка была правильной, он должен следить за говорящим и понимать, все то, что ему пытаются донести. Прекрасно для развития понимания речи у детей подходит стихотворение К. Чуковского «Путаница», маме необходимо прочитать отрывок из произведения, а затем задать несколько вопросов о том, где ребенок нашел несоответствие смыслу. Например, разве хрюшки мяукают. Нет. А какие звуки издают поросята. Хрю-хрю.

Можно предложить малышу следующую игру: ему необходимо отгадать не только животное по произнесенным звукам, но кто это: взрослый или детеныш. Мама произносит звук «Мяу-мяу». Ребенок отгадывает, что это кошка. Далее родитель тихо и нежно произносит «Мяу». Малыш должен отгадать, что перед ним детеныш.

Существует парное упражнение на повторение: сначала мама шепотом произносит парные слова (ложка-ножка, нож-рожь, волос-голос, чайка-майка), а малыш должен также шепотом повторить все фразы.

Другие способы постановки правильной речи

Помимо вышеуказанных упражнений существует несколько способов развития четкого говорения у детей дошкольного возраста.

  1. Разучивание коротких стихотворений, небольших рассказов. Для этого маме необходимо несколько раз перечитать произведение, а потом делать смысловые остановки, чтобы ребенок сам произнес следующую фразу.
  2. Также малыша можно увлечь описыванием предметов или действий других людей. Например, маме можно встать возле окна и попросить описать все, что ребенок видит за окошком, рассказать, чем занимаются люди, во что одет тот или иной человек. Так малыш научится связно строить свою речь, научится самостоятельно описывать предметы.

Все предложенные упражнения проводить очень легко, так дошкольник в игровой форме сможет правильно выстроить свое произношение. Родителям нужно помнить, что возраст 5-6 лет — это время, когда происходит завершение и закрепление развития речевого аппарата. Конечно, многие проблемы с речью можно будет откорректировать и позже, но ближе к 8-10 годам для этого понадобиться уже больше времени и усилий. До того, как малыш еще не пошел в школу, с ним прекрасно заниматься и в домашних условиях. Правильная и внятная речь — залог успешного обучения в будущем, легкого общения в обществе. Человек, который говорит правильно и четко, всегда открыт новому, быстро сходится с окружающими людьми, любознателен. Поэтому, если мама или папа обнаруживают недостатки в произношении у своего ребенка, необходимо сразу же начать исправлять данную проблему. Чем меньше лет малышу, чем проще поставить речь.

Источник

Особенности развития речи 6-7 летнего ребенка

Дошкольный возраст — благоприятный период для речевого становления. Все познавательные процессы и психические функции организма направлены на формирование родного языка. Правильное развитие речи в 6-7 лет — основа качественного школьного обучения.

Развитие в 6-7 лет

Развитие ребенка в 6-7 лет очень важно.

Особенности речи шестилетних детей

Дети усваивают родной язык благодаря подражанию речи окружающих взрослых. К старшему дошкольному возрасту ребенок накапливает обширный словарный запас, способен выразить свои мысли, чувства и переживания.

Речь развивается в процессе сюжетно-ролевой игры — ведущем типе деятельности ребенка от 3 до 7 лет. В игре дети овладевают коммуникативными навыками, учатся договариваться, устанавливать правила. Происходит развитие познавательных психических процессов, особенно мышления, которое неразрывно связано с речью. К семи годам ребенок готов к овладению письменной речью.

Особенности развития речи у детей 6-7 лет:

  1. Появляются устойчивые образные выражения, которые ребенок не только знает, но и понимает.
  2. Дошкольник правильно выстраивает конструкции предложений, осваивает грамматические правила изменения, появляются развернутые высказывания, фразовая речь.
  3. Усваивается слоговая структура, ребенок способен поделить слова на слоги, выделить гласный ударный слог.
  4. Ребенок способен классифицировать предметы по предлагаемым признакам.
  5. Язык становится средством диалогового общения, с началом обучения в школе язык — предмет специального изучения.

Словарный запас

К 7 годам словарь включает в себя от 4000 до 7000 слов, 60-70% от общего объема дошкольник применяет в жизни. Пассивный словарь ребенок не использует, т.к. не понимает значения услышанных и запомненных выражений.

Для расширения словаря рекомендуется проводить развивающие занятия и логопедические игры. С их помощью слова из пассивного запаса перейдут в активный. Чтение книг и просмотр иллюстраций также обогатят речь.

Понятия, которыми оперирует ребенок в этом возрасте:

  • времена года и дни недели, месяцы;
  • часы и минуты;
  • пространственные значения;
  • данные родственников;
  • числительные до 100;
  • названия праздников;
  • названия городов;
  • группы профессий;
  • цвета и оттенки;
  • части тела;
  • виды спорта;
  • природные явления;
  • бытовые предметы;
  • виды транспорта;
  • животные и растения;
  • эмоции и чувства.

Грамматический строй

Пример

Пример развития речи детей 6-7 лет.

Дети старшего дошкольного возраста составляют сложные распространенные предложения. Способны подбирать однокоренные слова, образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов.

Но допускают ошибки в склонениях, падежах и формах. Формирование правильного произношения — задача педагогической работы в подготовительных группах детского сада.

Она включает в себя 3 направления:

  • морфология — изменение по родам, числам, падежам;
  • словообразование — образование одного слова на базе другого;
  • синтаксис — построение простых и сложных предложений.

Сформированность грамматического строя — условие подготовки детей к школе. В начальных классах речевой опыт выступает опорой при теоретическом осмысливании языковых форм. У детей с речевыми нарушениями возникнут сложности в дальнейшем обучении грамматике.

Связная речь

Связная речь — развернутое, логичное и последовательное высказывание, основной функцией которого является коммуникация. Формы связной речи: диалог и монолог. Диалогическая речь необходима ребенку для установления социального контакта, а монологическая — для самостоятельного усвоения знаний. Дети 7 лет способны составлять красочные рассказы, используя большой набор выражений. Дошкольники пересказывают сюжеты фильма, книги, придумывают свои истории.

Фонетика детской речи

К 6 годам дети определяют определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука, самостоятельно подбирают слова на заданные звуки. Но возникают сложности с дифференцированием парных звуков: С и Ц, С и Ш, Ш и Ж, и др.

Фонематический слух включает в себя:

  1. Узнавание неречевых звуков. Ребенок способен на слух определять источник звука, особенности его возникновения, силу и громкость.
  2. Различение высоты, силы, тембра голоса. Способен говорить громко и шепотом, изменять темп речи.
  3. Различение слов, близких по звуковому составу, например, люк — лук, мак — рак, горка — корка. Делит звуки на твердые и мягкие, шипящие и свистящие, глухие и звонкие.
  4. Дифференциация слогов и фонем. Делит на слоги, выделяет гласные и согласные, ударные и безударные.
  5. Навыки звукового анализа. Может разделить выделить и назвать звуки. Изображает звуки животных, природных явлений, бытовых предметов.
Читайте также:  Как принять ребенка в школу в 6 лет

Фонематический и фонетический слух — основа развития речевого слуха, который отвечает за звукослоговую структуру речи.

Игры для развития фонематического слуха:

  1. Взрослый произносит слова ШУБА, КОШКА, МЫШЬ. Ребенку нужно определить общий звук.
  2. Педагог загадывает звук, например С. Называет различные предметы. Дети хлопают в ладоши, когда услышат загаданный звук.
  3. Ребенку дается задание назвать предмет в комнате с заданным звуком.
  4. Педагог читает детям знакомые стихи, но намеренно меняет звуки на похожие. Дети исправляют ошибки.
  5. Включается аудиозапись с различными звуками природы, голосами животных, шумом транспорта. Дети определяют источник звука.

Памятка о правильном подходе

Памятка для родителей.

Норма развития речи в период от 6 до 7 лет

Особенности речевого развития в 6-7 лет:

  • в словаре преобладают существительные;
  • используются синонимы и антонимы;
  • слова сочетаются по смыслу;
  • обозначаются свойства и качество объектов;
  • в сложные предложения включаются причастные и деепричастные обороты;
  • используются соединительные, противительные и разделительные союзы;
  • речь эмоционально окрашена и выразительна;
  • высказывания содержательные и точные.

К началу школьного обучения коммуникативные и речевые способности ребенка развиты, он готов выстраивать общение со сверстниками и взрослыми, использовать свою речь как средство для овладения новой деятельностью — учебной. В школе дети совершенствуют речевые навыки, овладевают письменной речью.

Нарушения речевого развития детей и их профилактика

На­рушения устной речи затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Нарушение речевого развития — причина неуспеваемости учеников начальных классов.

Речевые дефекты чаще всего наблюдаются в произно­шении, т.к. от ребенка требуется сознательно контролировать свою речь, управлять речевым аппаратом.

Виды нарушения речи у детей:

  1. Дислалия — нарушение произношения отдельных звуков, которое связано с незрелостью речевого аппарата. Дислалия легко устраняется с помощью логопеда.
  2. Дизартрия — нарушение голосообразования и расстройство артикуляции звуков, которое связано с поражением центральной нервной системы. Дизартрия — сильное расстройство, оно лечится под контролем невролога.
  3. Ринолалия — искаженное произнесение всех звуков речи, которое связано с дефектом строения артикуляционного аппарата. При ринолалии речь невнятна и монотонна. Заболевание лечится совместно с отоларингологом.
  4. Моторная алалия — нарушение, при котором ребенок хорошо понимает родной язык, но не способен связно выражать мысли, делает ошибок при согласовании в роде, числе, падеже. Дефект связан с поражением речевых центров головного мозга. При отсутствии коррекции дети с моторной алалией обучаются в специализированной речевой школе.
  5. Сенсорная алалия — нарушение, при котором ребенок слышит обращение, но не понимает его смысла. Дефект связан с поражением специализированных речевых центров головного мозга. Заболевание корректируется под контролем невролога, дефектолога, психиатра и сурдолога.
  6. Афазия — нарушение нормального развития речи из-за перенесенной травмы или инфекции.
  7. Реактивный мутизм — резкое исчезновение речи у говорящего ребенка, которое связано с неврологическими заболеваниями.
  8. Заикание — повторение звуков или слогов, которое связано с неврологическими, эмоциональными или поведенческими дефектами. Лечится как медикаментозно, так и нетрадиционными методами (гимнастикой, массажем, работой с дыханием).
  9. Отставание в речевом развитие как следствие задержки психического развития.

Уметь в 7 лет

Умения детей в 7 лет.

Для профилактики речевых нарушений проводятся специализированные логопедические занятия, которые подразумевают:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование произносительных навыков;
  • развитие навыков звукового анализа;
  • совершенствование лексических и грамматических конструкций;
  • развитие познавательных процессов;
  • развитие мелкой моторики.

Упражнения для развития связной речи у детей 6-7 лет

Фразовая речь развивается методом подражания. Ребенок должен слышать правильную, грамотную, хорошо поставленную речь, которую возьмет за образец. Родной язык усваивается детьми бессознательно, при восприятии на слух.

Чтение качественной литературы, прослушивание аудиоспектаклей и аудиокниг, просмотр театральных постановок благоприятно влияют на богатство и содержание детской речи. Для расширения возможностей разговорной речи необязательно проводить специальные развивающие занятия.

Развивать связную речь можно в бытовых ситуациях:

  1. Читайте книги, обсуждайте прочитанное.
  2. Разучивайте стихи.
  3. Вспомните в мелких деталях дорогу от дома до детского сада.
  4. Попросите пересказать сюжет просмотренного мультфильма.
  5. Предложите пофантазировать на тему «Если бы я был волшебником…».
  6. Придумайте совместный рассказ, запишите его и нарисуйте иллюстрации.
  7. Рассматривайте виммельбухи — книжки без слов, с множеством рисунков, на которых детально прорисованы предметы и люди. Виммельбух — отличный тренажер для развития всех речевых функций. Ребенок сможет составлять рассказы и истории на основе иллюстраций.

Как развивать мышление

Развитие познавательных психических процессов — обязательная составляющая логопедических занятий. Мышление и речь неразрывно связаны между собой. Речь — главный инструмент мышления. С развитием логического мышления у ребенка возникает способность к составлению связных предложений, оформлению мыслей и выводов.

Игры для развития мышления:

  1. Ребенку предлагаются картинки с изображением различных предметов, которые нужно объединить в смысловые группы.
  2. Подбирается серия картинок, в которой один из предметов лишний. Нужно найти этот предмет и объяснить свой выбор. Другой вариант задания: педагог читает слова, дети, услышав лишнее, хлопают в ладоши.
  3. Педагог называет прилагательное, дети находят для него антоним.
  4. Взрослый загадывает предмет, описывает его характеристики. Задача детей — угадать предмет.

Как развить память

Память — способность человека к восприятию и запоминанию информации для последующего воспроизведения. Без нее речевое развитие невозможно. Словесно-логическая память — психологическая основа речи.

Упражнение

Упражнения для развития речи.

Упражнения на развитие памяти:

  1. Игра «Что изменилось?». Предлагаются 2 похожие картинки с разными деталями. Ребенку необходимо найти отличия.
  2. Предлагается изображение нескольких предметов, ребенку нужно посмотреть на них и нарисовать по памяти.
  3. Педагог бросает детям мяч и называет обобщающее слово (транспорт, животное, одежда и т.д.). Ребенок ловит мяч и называет подходящий объект.
  4. Педагог называет профессию, дети описывают глаголы, которые к ней относятся.
  5. Взрослый стучит ритм карандашом. Дети повторяют ритм, постепенно наращивая темп.

Подготовка дошкольника к чтению и письму

Родители стремятся научить дошкольника читать и писать, но самостоятельно делать это не рекомендуется, т.к. требуется следовать специальной методике обучения. Подготовкой к школе занимаются педагоги в детских садах и развивающих центрах.

Педагоги разучивают с детьми не буквы, а звуки, на которых строятся слоги, а затем слова. Особое внимание уделяется фонематическому слуху, звукопроизношению.

Семье отводится важная в обучении чтению и письму. Родители должны стремиться прививать ребенку любовь к книгам собственным примером, совместно с детьми собрать домашнюю библиотеку. В доме должна звучать грамотная речь без слов-паразитов.

Основная форма развития речи в домашних условиях — содержательная беседа. Общаясь, члены семьи не только обогащают словарь детей, но и создают благоприятную атмосферу для эмоционального, познавательного и социального развития.

Источник